
И после смерти великого мастера его произведения живут и дарят жизнь. 33 архитектурных пейзажа Юрия Химича были проданы на благотворительном аукционе с единственной целью: 66 тысяч долларов, вырученных на публичных торгах, хватит на то, чтобы обеспечить всех онкобольных украинских детишек необходимыми медицинскими аппаратами.
Почитатели творчества художника рассказывали, что и при жизни Юрий Химич много жертвовал. Теперь его миссию продолжает сын Михаил. С бесценным наследием он расстался не то чтобы легко, но с легким сердцем по той простой причине, что отец поступил бы точно так же. И теперь этот солидный мужчина, достаточно опытный художник, отец троих детей, решительно обрезает веревки, на которых крепятся шедевры. Со стен светлой комнаты он переносит картину в центр на специально установленный мольберт. С этого сакрального момента и с этого места каждая из них имеет цену. Михаил, кажется, даже не следит за исходом борьбы азартных покупателей. Он занят тем, что безмолвно перемещает работы отца, а его жена, маленькая миловидная Катя, напротив, записывает каждое движение: любое посягательство на картину, все номерки, переменно выскакивающие из толпы пассивных игроков. Все это действие оживляет лицо, не лишенное обаяния и азартного блеска в глазах — лицо Остапа Ступки. Именно он отбивает молотком цену каждого лота, периодически разогревая интерес публики своими пафосными речами. Специально оттягивает последний сладкий момент: «...Полторы тысячи — два... полторы тысячи — два с половиной... Три!!! Продано!» Твердо указывает молотком Остап на счастливца, на котором остановился торг. Продано...
Первые три картины уходили долго, в горячей борьбе, чаще всего между двумя бойцами. Удивительно то, что первые, взятые по наибольшей цене работы, были самыми ранними рисунками, сделанными автором, скорее всего, еще в студенчестве. Похожие на черно-белые старые фотографии, акварель на бумаге, непонятного происхождения (иногда в штампах), они запечатлели строительство Крещатика, виды былого Андреевского спуска. Достались эти работы самому упрямому любителю раритета. Он с легкой улыбкой льва победил первые два торга, не поддавшись обаянию ни одной конкурентки, забрал работы и таинственно исчез. К середине аукциона пыл участников заметно поостыл. Оно и понятно, уверяют организаторы, обычно на кону выставляется не больше десяти работ. А тут — всего тридцать три! Значит, произведения продать спешили. Может, цели ради, пришлось поступиться ценой каждого произведения, чтобы в сумме получить необходимое. Нам остается только догадываться, потому что с ценой некоторых работ так и не смогли смириться. Великое стоит больше. А то, что «великое», это придумано не нами. Творчество художника было признано при его жизни. Вечная ссылка на главной странице за 20 рублей!. Его картины уходили с молотка за пять тысяч, теперь аналогичные работы продавали за две. Обидно...
Впрочем, обладателей семейной сокровищницы вовсе не смутил факт подобной оценки картин. Они остались вполне довольны выручкой. Этого, поверьте, хватит...
КУДА УЙДУТ ДЕНЬГИ
Сергей Владимирович Павлик, заведующий клиническим отделением детской онкологии АМН Украины о ситуации с инфузоматами:
«Инфузомат — это медицинское оборудование, которое обеспечивает высокоточную дозировку лекарств и равномерное их попадание в организм ребенка в течение длительного времени. Эта аппаратура позволяет безопасно проводить длительные инфузии для самых маленьких детей во время операций и химиотерапии. Использование инфузоматов спасает от развития побочных реакций и усложений, которые могут сопровождать интенсивное лечение больших злокачественных опухолей. Но сегодня необходимого количества инфузоматов в больницах нет. Эта проблема до сих пор не решена».
Руины Успенского Собора, Лаврская колокольня, Карпатские церквушки, рыночная площадь Львова, пушки Чернигова, Подол и Покровская улица в Киеве, крепости Каменец-Подольска и Феодосии, Херсонес — 33 прекрасные колоритные картины с ярким характером и стилем, присущим Юрию Химичу, были переданы в руки частных коллекционеров и просто людям со вкусом.
Картины, к сожалению, не заворачивали. Уносили, как могли.
Марго Писклова
|