Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Рафалович Вика. Планова перевірка.
* Сергійко Мальченко. Знайомство і прохання...
* Диденко Марина. Помощь на июнь - 18500 гривен.
* Балдюк София. Реабилитация по плану. К сбору - 20000 гривен.
* Саша Вергелес. Нова дитина у відділенні, нові виклики... Необхідна допомога на обстеження.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Человек и мир -> Протоиерей Андрей Ткачев: Отраженная действительность
Статьи >> Человек и мир >> Протоиерей Андрей Ткачев: Отраженная действительность
  
 

Протоиерей Андрей Ткачев: Отраженная действительность

 

Кто он такой, наш современный человек? О чем с ним можно говорить? Чем он живет и от чего мучается? Если он мучается только от нехватки денег, а живет так блекло, что из впечатлений дня невозможно составить страничку для дневника, то что это и как это назвать?

В неосмысленном мире жить страшно, как страшно оказаться в погруженном во тьму незнакомом доме. Мир осмысливается каждым по-своему в меру накопления житейского опыта и в качественном соответствии этому опыту. А функцию коллективного осознания действительности отчасти выполняет искусство. 

Оно, искусство, именно поэтому необходимо. Никто из известных нам живых существ не способен творчески отображать окружающую действительность, тем более – действительность умопостигаемую. Человек же, если поймет что-то, восхитится чем-то, устрашится чего-то, тут же постарается переплавить опыт в песню, притчу, храм и роспись храма.

Искусство – лакмус, индикатор, причем одновременно – как наличного состояния, так и вектора устремленности.

Человек подходит к искусству с немым вопросом: «Помоги мне понять себя». И всем знакома радость узнавания, когда в книге, или пьесе, или фильме человек угадывает себя и свою эпоху. Глядя на себя со стороны, человек тогда получает уникальный опыт оценки действительности. История и религия тоже отчасти служат этим целям, но уроки искусства наглядны и незаменимы.

Если я в искусстве не вижу себя, то либо я выпал из гнезда, либо искусство ушло куда-то в сторону. Классическим именуется и признается то искусство, в котором может узнать свой внутренний лик человек любой эпохи. Если я не нахожу себя в произведениях, переживших века, значит, я живу вне главных смысловых координат. Знакомство с лучшими произведениями мировой культуры и сочувствие им говорит мне, что я к общечеловеческой семье принадлежу.

Если у Шекспира или у Данте я себя нашел, а в современном искусстве меня мало что трогает, значит, эпоха и я – скрытые враги. Я – враг эпохи, потому что не ем предлагаемое ею. А она – враг мой, потому что безразлична ко мне и рано или поздно я начну ей мешать.

У советской эпохи было культурное лицо. Были фильмы, не утомляющие в сотом просмотре, были гениальные поэты, как печатавшиеся, так и писавшие в стол, были серьезные философы. И хотя все жаловались (было на что), лик эпохи был сложен и рельефен. А сегодня есть у времени культурное лицо? Наверное, есть, но мы, находясь к нему слишком близко, черт разобрать не в силах. Но может, этого лица и нет вовсе, вернее – есть какая-то рожа или собачья морда.

А иначе откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит? Или нечто важное, непременно происходящее на глубине жизни ускользает от взгляда художников? Или народ разучился понимать что-либо за пределами бандитско-денежно-сексуальных отношений? Если на любой из этих вопросов ответить «да», сразу вслед за этим следует слушать «Реквием».

Отдельный человек видит и соприкасается с очень ограниченным числом людей, по которым трудно сложить мозаику эпохи, тем более – лик человечества. К тому же каждый из нас специфически ограничен своим видом деятельности. Шофер разговаривает с шоферами, кассир смотрит на мир из маленького окошка, для работника общепита весь мир хочет есть. Если таким взглядом на мир ограничиться, то ни алкоголизм, ни наркоманию победить нельзя будет в принципе. Искусство именно должно показать нам человека в том, с кем мы не встречаемся повседневно. А оно вместо этого пичкает нас вышеупомянутой смесью.

Европе все еще интересен человек. Связка бандита с полицейским – само собой, и уличная женщина – само собой, но не только. Интересен человек, уставший от однообразия повседневности, интересна динамика отношений в многолетнем супружестве, интересна неосознанная тоска молодости и уютный ужас обеспеченной старости. Бомж интересен и профессор с мировым именем, поздняя любовь и сложные отношения с повзрослевшими детьми. Попросту говоря, человек как таковой все еще интересен европейскому искусству, хотя Европа подлинно гниет, и не понимает ровно ничего тот, кто не понимает этого гниения.

Но нам почему никто не интересен, и почему мы не угадываем великое в немногом? Искусство отображает и осмысливает жизнь. Иногда оно пытается осветить дорогу тусклым фонариком интуиции. Но сначала должна быть жизнь. Если нет искусства, значит, нет жизни. Скажите это, и вы не ошибетесь. У коров нет искусства, потому что они не люди. У народа нет искусства, потому что он либо не умеет осознавать и пропускать через сердце многообразие бытия, либо самого бытия у него нет, а есть коровье (волчье) существование. Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное.

Говорят «Давайте снимем кино. Где взять денег?» Но не говорят «Давайте обсудим один из уже снятых фильмов» А ведь шедевры имеют каприз рождаться от диалога, и для гения нужна среда обитания. Вне специфической среды гений – заурядный обыватель и тоскующий налогоплательщик. Специфическая среда человека, умеющего под орех разгрызать смыслы, это вовсе не СПИДоносная богема и не циррозно-алкоголический бомонд, а пара-тройка людей, погруженных в смысловое поле и между собой общающихся.

Такие люди есть. Их даже много. Но, видимо, они не общаются. Не общаются же люди либо от самодовольства, либо от уныния. Наше общество больно и тем, и другим. Одна его часть унывает, а другая – надувается от любви к себе, как жаба. За первых нужно молиться, вторых Бог смирит, как Сам знает. Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта. Буквально все не совсем так, и я сгущаю, но тенденция именно такова.

Во времена одичания то искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое не жертвует совестью ради кассовых сборов. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием Новый Завет. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться.

Высшей и главной целью Церкви является превращение земного человека в наследника вечной жизни и Божиего Царства. Но есть и локальные или промежуточные цели. Сегодня такая цель – не дать человеку перестать быть человеком, посредством оживления совести удержать человека от полной деградации. У высокого искусства та же задача. Поэтому Церковь и искусство сегодня по определению – союзники.

Сейчас допишу и включу телевизор. А потом долго буду вверх-вниз прокручивать пару сотен каналов и, так ничего путного и не найдя, постараюсь уснуть.
 

Протоиерей Андрей Ткачев 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
27.07.12 08:25 by admin


ольга28.07.12 11:40

"искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви".
Интересно, как православная церковь смотрит на такие произведения искусства как "Мастер и Маргарита", "Лолита",песни Гребенщикова о Боге? Потому что для меня они и очищающие, и великие, и повлияли на моё духовное развитие очень сильно, да и не только на моё, миллионы людей впечатляются, но с точки зрения канонического православия это же должно быть бесовством каким-то, или нет?
 
Гость28.07.12 11:43

Великое современное искусство - оно есть, конечно, на самом деле. Просто надо знать места где оно водится)))
Есть авторское кино, типа "Догвиль", "Эйфория", да много есть чего, существует ещё Оксана Забужко, Олег Скрипка,Изабель Жеффруа, жить ещё можно)))
 
admin28.07.12 12:34

Интересно, как православная церковь смотрит на такие произведения искусства как "Мастер и Маргарита", "Лолита",песни Гребенщикова о Боге?

По-разному.
Несомненно, что бОльшая часть нас очень любили и Булгакова (и любят) и Гребня (сюда можно добавить еще множество имен)... На них было воспитано не одно поколение. И в какой то мере они поспособствовали приходу многих в Церковь.
Но по мере выростания в Церкви - "Мастер", песни Гребенщикова, да и вполне христианские писатели, как то Достоевский, ранний Толстой и т.д - отходят на 2-й план. Так в общем-то и должно быть.. Вначале пища - молочная, потом - твердая:

Евр.5:13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове
правды, потому что он младенец;твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.


1Кор.15:44...Есть тело душевное, есть тело и духовное. 45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. 46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

Но в целом, отношения вполне хороши..
См. например
www.foma.ru/article/index.php?news=6791
www.foma.ru/article/index.php?news=6791
predanie.ru/lib/book/71834/
и т.п.

У культуры и Церкви - не может быть плохих отношений, ибо вся, по-сути, европейская (а уж паче российская) христианская культура выросла именно из Церкви. Сюда же можно отнести и метания Булгакова, Гребенщикова, Окуджавы, Гоголя, Толстого, Достоевского... да кого не возьми... Это всегда метания - между Христом и голодом своей души и поиском того, что может ее заполнить (осознанные или не очень)
 
ольга28.07.12 15:02

Как же, то есть если Булгаков - эт молочная пища младенцев, а твёрдая пища истинно верующего - это Библия, то на каком-то этапе духовного развития прийдётся поступиться великими литературными достижениями человечества, и музыкальными, и шедеврами изобразительного искусства, чтобы идти духовно дальше? А можно вопрос: что Вы читаете и слушаете?
И ещё: со мной-то всё понятно, прочитала и живу себе, а вот все эти люди, они попадут в рай или куда со своими мирами, которые они выливают в книги, музыку? Например, Набоков - он плохо поступил, что написал свою лолиту? И должен от неё отречься, раскаяться? Просто по-моему эта книга о любви и прощении, дядя совращал маленькую девочку, и не заметил как полюбил её, а она, встретив его в 18 лет простила ему свою искорёженную судьбу.А с точки зрения Церкви - это грех, описание греха.
Можно ли быть истинно верующим человеком и гениальным писателем? Ведь только в сомнениях, в поисках истины, в погоне за иллюзиями и их утрате можно создавать шедевры - с кровью и болью своей души. А когда уже всё просто и ясно - ничего и не напишешь.
 
ольга28.07.12 15:04

Просто если я отрекусь от всего этого как от пройденного этапа, кто со мной общаться - то будет? Бабушки в церкви?
 
ReAlex28.07.12 17:12

>Как же, то есть если Булгаков - эт молочная пища младенцев, а твёрдая пища истинно верующего - это Библия, то на каком-то этапе духовного развития прийдётся поступиться великими литературными достижениями человечества, и музыкальными, и шедеврами изобразительного искусства, чтобы идти духовно дальше?>

Ни на каком, просто воспринимать эти произведения уже зрелым духовно взглядом, а не с позиции младенца.
 
ирина28.07.12 21:39

о-оу сто лет не заходила в статьи, а тут все то-же, Ткачев правду про неразумность режет а admin как всегда защищает...)))
 
admin28.07.12 22:48

Просто если я отрекусь от всего этого как от пройденного этапа, кто со мной общаться - то будет? Бабушки в церкви?
Э-э-э, Вы что серьезно...
У нас к примеру, куча прихожан и с одним и двумя высшими, много кандидатов наук, с философским образованием и т.п.
Где Вы таких кошмаров начинались ?
В Церкви, сейчас большей частью не бабушки, а молодежь и люди среднего возраста... ну и бабушки, конечно. )

Да и не нужно ни отчего отрекаться, кроме своих грехов...
А как помаленьку отречетесь от них, вкусите Божественной благодати, так глядишь со временем просто надоест читать "молочное", а паче то, что вызывает греховные воспоминания. Почему ? Потому, что просто мерзко на душе будет... ну как будто плюнули в неё...
Да потом сами поймете.. но не все сразу.
А уж никто Вас там заставлять отречься/сжечь/выбросить (ну разве что оккультную литературу) - не будет. Это хорошо, что Вы любите читать.
Начитанного очень сложно поймать на дешевку, на что сейчас ловятся многие "простецы".
 


Ваш комментарий к статье "Протоиерей Андрей Ткачев: Отраженная действительность"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи