1. Тарас - Отче Евгений, мне пришлось раз побывать в онкоцентри в Киеве. Впечатления были ужасны - я не мог долго смотреть в глаза детям, которые там "живут" или "доживают". А как Вам удается перебороть психологическую нагрузку и служить этим детям? - Уважаемый Тарасе, я с Вами не согласный в терминологии, что деть „доживают” при Институте. В больнице деть лечатся от онкологических заболеваний, как и от любых других. Лечатся с надеждой выздороветь. Они мало отличаются от других детей. А для православного христианина естественном есть выполнение заповеди „посетить больного”. Поэтому ощущение нужности, необходимости, там, где священник может принести помощь, не является психологической нагрузкой, а естественной духовной потребностью христианина. 2. Игорь Пецюх, ihorp@ucu.edu.ua - В прошлом году я похоронив своего отца больного раком. За время его болезни пришлось почитать много литературы, как нашей, так и зарубежной на тему онкозаболеваний. Одно существенное расхождение - на большинстве наших сайтов, где подается новейшая медицинская информация, найдете совет "сладкой лжи" - говаривал не нужно "убивать надежду" ослаблювати "волю к выздоровлению" и внутреннюю мотивацию через ознакомление больного с диагнозом. Из опыта болезни отца знаю, что даже попадая на онковиддилення больной не всегда сдает себе дело из серьезности своего положения - может врачи ошиблись, или за неделю второй опровергнут диагноз. Как Вы в этом плане сотрудничаете с врачами? Что говорите людям, в частности тем из диагностического отделения, которым еще не уточнили диагноз и не назначили лечения? - По этому вопросу есть замечательная книга одного из православных пастырей Митрополита Антония Сурожского „Жизнь, болезнь, смерть” (ее легко найти в сети Интернет). Там много говорится о том, как близким нужно поводить себя с умирающим человеком. Обычно „сладкую ложь” больной человек действительно чувствует как ложь. От этого возникают очень напряженные отношения с неоткровенными близкими. Поэтому сообщить правду - это, в первую очередь, задание близких, а не священника. Но сообщить ей должны так, чтобы не сломать человека, а мотивировать его к духовному труду - покаяние и несение креста, и из-за этого надежды на Царство Небесное. А перед тем, как сказать, нужно пылко помолиться, чтобы Господь дал нужные слова. Тех людей, которым еще не установили диагноз, нужно настроить на борьбу, обязательно с Божьей помощью. Вот например, святитель Игнатий Брянчанинов ставил в пример успешного врача, который перед тем как лечить больного, отправлял его сначала поисповедоваться и причаститься, для того, чтобы уже с Божьей помощью приступить к делу. И что тяжелее была болезнь, тем более этот врач просил больного так сделать.
3. Влад - Хорошего дня пане Евгене. У меня такой вопрос: как вы считаете, чего не хватает нашей медицине, если опустить материальные аспекты? - Конечно, каждый, кто столкнулся с медициной, может написать величественный список того, что ей бракует. Но, по моему мнению, наибольшая потребность в медицине, равно как и в других сферах человеческой деятельности, это, чтобы люди, которые там работают, были специалистами, которые живут своим трудом, любят ее и выполняют, как для самого Господа (см. Кол. 3: 23). 4. Степан Мельник 1. Отче, что является самым тяжелым в Вашем служении? 2. Что побуждало Вас к именно такого служения? 1. Наверно, тяжелее всего это провожать домой детей из детского отдела, которым медицина уже не может помочь. Когда у родителей уже нет надежды на выздоровление ребенка и они везут ее домой умирать. 2. Когда я учился в семинарии, я услышал, что существует православная миссия, которая работает в детском онко-госписи. Я почувствовал, что очень близкий Господь к тем, кто служит в таком месте. Я всей душой загорився там помогать. Однако обстоятельства сложились так, что попасть в то время на это служение я не мог. Но Господь услышал мое стремление, и после рукоположення в священники, меня направили нести послух в онкоинститут.
5. Владислав, v.golovin@mediadim.com.ua 1. отец Евгений, некоторые верующие считают, что дети болеют из-за грехов родителей. Что вы думаете по этому поводу? 2. В Онкоцентре часть детей удается спасти, часть все-таки умирает. Что вы говорите тем родителям, которые похоронили своих детей? 3. Наверняка за время вашего служения в больнице происходили явные чудеса. Расскажите, пожалуйста, о самых запоминающихся из них. 1. Да, и также по такой причине Господь допускает детям болезни. За период моего служения в онколикарни я столкнулся с таким фактом, что очень много детей, которые болеют онкологическими болезнями, есть из проблемных или неполных семей. Это информация к размышлениям для нас, родителей. 2. Готовых клише ответов нет. Обычно в таких обстоятельствах сам Господь кладет на сердце слова утешения, также и призывая их стяжати Духа Утешителя через Таинства и Богослужения в Православной Церкви. 3. Действительно чудес очень много. Господь в явный способ помогает страдающим. Одна из наибольших потребностей для лечения - это потребность в донорах крови. Мы стараемся помочь в этой проблеме: даем информацию в СМИ, создан информационный сайт www.donor.org.ua, также расклеиваем объявление. И очень часто случались такие „совпадения", когда приходили родители больных детей и просили помочь с донорами, и здесь же, при них, звонил телефон, и появлялся человек, чтобы сдать кровь именно той группы, о которой они просили. Также явную помощь Господь осуществляет через Таинства в Православной Церкви. Помню случай, когда осуществлял соборование над умирающей женщиной, которая была прикована к кровати. А через несколько дней она пришла к нам в храм на Службу. Господь даровал ей еще время для покаяния.
6. Ирина Церох, Львов 1. Расскажите, попадаются ли случаи, что деть или взрослые, больные, раком, чудесно выздоравливают, с помощью молитвы и Причастия? Как часто это бывает? 2. Как такая тяжелая болезнь влияет на веру людей? Бывают ли случаи разочарования в вере, чаще ли люди наоборот укрепляются в вере? 1. Я уже начал эту тему, отвечая Владу Головину. Вот, совсем недавно, был еще один случай. Родители мальчика с диагнозом, который практически не излечимый, котором враче почти не оставляли шансы, недавно с уже здоровым ребенком привезли в дар нашему храму точную копию Почаивской иконы Божьей Матери. Исцеление состоялось в Почаивскому монастыри. И при этом исцелились родители - из неверующих они стали глубоко церковными людьми. Наверно, из-за этого Господь и осуществил исцеление мальчика. 2. Во время болезни у каждого человека изменяются жизненные приоритеты. Иногда то, что раньше она считала невероятно важным для себя, во время болезни теряло всякий смысл. Из-за этого, освободившись от шелухи мирской суеты, человеку более легко уверовать у Бога. Однако свободная воля у человека остается, и она может принимать, не принимать ли Бога. Знаю многих людей, в которых вера у Бога в жизни почти не проявлялась, а через болезнь их вера становилась настолько крепкой и пламенной, что их переход в Вечность был похожим на описанный в житиях святых. Также знаю людей, которые не могли оторваться от привязываний к земному и в своей болезни страдали муками души, похожими на адских.
7. Олесь Пустоцвет, o_pustocvit@ukr.net 1. Уважаемый отче, увлекаюсь Вашим душпастирским призванием. Скажите, много священников ли УПЦ працють с такими тяжелобольными детьми? Существует ли какое-то объединение таких священников? Сотрудничаете ли Вы со священниками других Церквей, которые работают в подобной сфере? 2. Не чувствуете ли Вы сами потребности в психологической разрядке? 1. При каждой киевской больнице, которая специализируется в лечении онкологических заболеваний, несут опеку над больными священники УПЦ. Во многих городах Украины при онкологических клиниках также есть такая опека. Объединение мирян и священников, которые помогают онкобольным, существует вокруг сайта www.donor.org.ua. О священниках из других конфессий, которые работают в этой сфере, мне не приходилось слышать. 2. Не чувствую.
8. Александр, г. Киев 1. Отче, чтобы Вы хотели посоветовать и пожелать в первую очередь родителям и близким онкобольных детей? 2. Что на Вашу мысль является главным в помощи со стороны волонтеров и неравнодушных людей? 1. Осознать, что болезнь является крестом, который нужно нести достойно и мужественно: не впадать в отчаяние, борясь за здоровье души и тела своих детей. Из-за этого крест болезни соединяется со спасительним крестом Христов. 2. Конечно, главной является поддержка, когда человек, попав в тяжелую ситуацию, понимает, что она не одна, а не есть на кого опереться.
9. Федор Романович - Скажите пожалуйста, как относятся врачи к Вашему труду в больнице? - Большинство из них понимает необходимость труда священника в таком месте. Некоторые врачи являются парафиянами нашего храма. Бывают случаи, когда сами врачи зовут к больному священнику.
10. Анатолий Бабинский - Слава Иисусу Христу! 1) Отче, что может делать Церковь для тяжелобольных людей, но чего она не делает на сегодня? 2) Отче, в западном христианстве монашество активно участвует в работе социальных служб. В Православи монашество имеет более созерцательный характер, реже мисийний, а иногда нажаль возводится просто ведение хозяйства. Относительно социального служения мне известны крайне одиночные случаи. Не считаете ли Вы что было бы хорошо внедрять новые формы служения монашества в ПЦ, в частности в социальных сферах? Благодарю, пусть Господь помогает Вам в Вашем труде! 1. Важнейшее, что делает Церковь для больных, это осуществляет Божественную Литургию и молится об их спасении, осуществляет также спасительни Таинства: Исповедь, Причастие, Соборование. Занимается социальным служением в больницах. Эти функции Церковь выполняла всегда. 2. Уважаемый Анатолий, хочу сказать, что смысл монашества заключается в совсем другому - „стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи" - так говорил преподобный Серафим Саровский. Есть разные пути стяжання Духа Святого. Монахи стяжають его через обет отречения от мира. И мы знаем ценность тех святых, которых породило монашество, когда люди тысячами стекаются за утешением к таким старцам. И их молитвы и духовная помощь могут сделать намного больше для страдающей души, чем удовлетворение материальных и душевных потребностей через социальные миссии. Каждый четверг от нашего храма осуществляются небольшие поездки паломников для больных по киевским монастырям. Помолясь в них, стражденни души получают очень большие утешения.
11. Константин Игнатьевич - Помогают ли Вам молодые православные волонтеры в работе с детьми? Как Вы думаете, нужно ли учреждать молодежные православные братства при таких больничных приходах? - На данный момент в Киеве неоценимую помощь в работе в детских онковиддиленнях оказывает православное братство из Праздник-Троицкого Ионинского монастыря. Они проводят воскресные школы, арттерапии, индивидуально поддерживают детей и родителей, которые есть на лечении в онколикарнях, ищут доноров крови и меценатов, которые помогают оплатить лекарства. Конечно, помощи никогда не бывает многовато.
12. Маряна Карапинка, Львов 1. Бывают ли у Вас конфликты с медицинским персоналом больницы относительно конкретных маленьких пациентов? 2. Есть ли какая-то духовная опека над родителями, которые потеряли ребенка в результате болезни? 1. С врачами детского онковиддилення нашей больницы мы конфликты не имеем, мы очень уважительно относимся друг к другу. 2. Да, часто с такими родителями мы зидздвонюемось и встречаемся, стараемся их поддержать.
13. Юлия Завадска 1. Отче, что Вам лично дает такое служение? 2. Как Вы относитесь к тому, что врачи часто скрывают от неизлечимо больного человека то, что она скоро умрет? 1. Я очень благодарный Богови, что Он поставил меня на служение само в этом месте, так как онколикарня является одним из наиболее благодатных мест для пастырского служения, и получаешь большую духовную радость, когда ты действительно можешь помочь страдающему человеку. 2. Я считаю, что обязанностью врача является сообщить близкому родственнику, больного ли о действительном состоянии его здоровья.
14. Оксана - Скажите, а у Вас есть собственная семья и деть? Если так, тогда как они относятся к Вашему труду? - Да, у меня есть семья и есть дети. Моя жена - моя первая помощница. В храме она регент церковного хора, также ведет уроки музыки в воскресной школе. Она разделяет со мной мое служение.
15. Евгений Матвеев, Киев - Отче, если можно, личный вопрос. Насколько я знаю, у вас есть протестантсткое прошлое. Помогает ли по-вашему мнению такой опыт в жизни в Православной церкви? Быть может уберегает вот неправильной расстановки приоритетов, увлечения церковной политикой и т.п.? Спасибо. - Не протестантское прошлое бережет от неправильной расстановки приоритетов, а православное нынешнее.
16. Андрей Андрушкив - Слава Иисусу Христу! Во-первых, хочу подякувати Вам, отче, за то, что работаете в такой тяжелой сфере. По работе достаточно часто придется общаться с социальными работниками, которые оказывают паллиативную помощь больным в госписах. Работники таких учреждений, Вы и сами знаете, очень быстро "выгорают". Наша организация проводит для таких работников специальные тренинги, чтобы помешать эффекту "выгорания", но основу этих тренингов составляет психологический аспект. Как Вы думаете, является ли возможным проведение для таких работников духовных учеб-реколекций? Если так, то могли ли бы Вы описать свое виденье такого труда именно с работниками госписних центров? - Думаю, что самой твердой основой для работы в таких заведениях является вера человека, когда она выполняет свою работу не только мотивируясь зарплатой, а когда реализует свою христианскую духовную потребность - „носите грузы друг друга" - и тогда работник такой сферы будет не сгорать, а, наоборот, пломенити в своей работе и в своей вере. Самым идеальным было бы призывать на такую работу уже духовно сформированных христиан, которые сами чувствуют призвание к такому труду. Однако вера это дар, и я считаю, что учебами-реколекциями всем этот дар невозможно привити. А тем, кто желает, конечно, можно было бы рассказать об основах православие и привести примеры людей, которые ради Христа несут крест подобного служения, способствовать их общению для деления опытом и укрепления веры.
17. Вопрос от редакции 1. Вы работаете с больными детьми и их родителями. А чтоб Вы хотели посоветовать родителям, деть которых, слава богу, не стали пациентами онколикарень? На что им нужно обращать внимание в духовном и социальном плане при воспитании своих потомков? 2. Работа сайта "Жить завтра", на который Вы ссылались, является чрезвычайно важной и РИСУ пытается его поддерживать. Скажите, пожалуйста, что бы еще могли сделать СМИ, чтоб привлечь внимание общественности к проблемам онкобольных детей? 3. Какие опасности существуют для духовного мира ребенка, молодежи и семьи, сегодня? Дорогой отче Евгене, нам было очень приятно видеть Вас среди гостей нашей веб-конференции. С большим уважением относимся к Вашему труду и готовые медиальный ее поддерживать. Пусть Бог Вас благословит силой и хорошими сотрудниками, пусть одарит больные деточки, которыми Вы духовно заботитесь, многочисленными дарами сцилення! 1. Не жить согласно пословицы „гром не отгрянет, мужик не перекрестится". А всегда искать Христа, стараться находиться в Нем, помнить, что с Христом не тяжелый и крест. Тогда не будет страхов будущего и нынешнего. Такой человек всегда с готовностью может положиться на Божью волю. 2. Стараться донести к массам проблемы онкобольных людей, их боль, чтобы другие могли ответить на эти боли милосердием и помогли ближнему. А для этого нужно использовать все возможны ресурсы, а кто может, пусть дает ссылку на наш сайт www.donor.org.ua. 3. Сегодня в мире культивируется вседозволенность, которая не осуждает грех, а узаконивает его, а наиболее впечатлительной частью общества остаются деть. Поэтому обязанность каждого из родителей - пристально следить за тем, чтобы из грязного мира ничего не влилось в чистую душу ребенка и незагрязнившее ее. Для этого родителям самим следует держать себя в духовной чистоте.
|