Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Катюша Шевчук. Великій збір на операцію на глазіку.
* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Архимандрит Тихон (Агриков): Сущность христианских страданий
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Архимандрит Тихон (Агриков): Сущность христианских страданий
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Архимандрит Тихон (Агриков): Сущность христианских страданий

 

Икона Плач при Кресте Пречистой Богородицы

 

У религии много противников. Но есть у нее три бессмертных друга, которые никогда не дадут ей погибнуть. Первый — величие человека (благородные порывы, Божественные стремления); второй — человеческая слабость; наконец, третий, самый сильный и бессмертный союзник,— страдание.

Чем дольше мы живем, тем яснее видим, что страдает всякая душа, и убеждаемся, что страдание — во благо. Страдание спасает людей, оно не позволяет окончательно ослепнуть, зачерстветь, оледенеть. Оно размягчает сердце, отрезвляет ум, укрепляет волю к добру. Вот почему вы не в силах оторвать свой взор от глаз, в которых искрятся слезы. Приходится задуматься глубже о смысле страдания. Откуда оно? К чему? Есть ли вне религии врачевание для него? Какова доля пастырских страданий? Кто не страдал, тот не поймет этих рассуждений; кто не страдал, пусть не слушает нас. Бесполезно. Напрасно. К страдавшим, и страдающим, и готовым на страдания - наше слово.

Зачем страдания?

Зачем страдать, если мы живем под властью милосердного Бога? Однажды этот вопрос был мною предложен старцу. И не забыть мне того изумления, с которым я выслушал ответ: "Именно потому и страдаем, мой друг, что благ Господь". Я тогда готов был возмущаться таким ответом. А теперь говорю: "Да. Это так и есть!" Слышу возражения: иным кажется невыносимым парадоксом мысль, что страдания и горе в этой жизни происходят от Божественного милосердия. Поясним примерами.

Ребенок играет на краю пропасти. Он тянется сорвать цветочек, поймать бабочку, он наклоняется над бездной и... сейчас в нее упадет. Вдруг две сильные руки подхватывают его, и тем стремительнее, чем они нежнее. Ребенок кричит и отбивается. Откуда же на него нашло это страдание? Ясно, что из любящего сердца его матери.

Взгляните на другого ребенка. Он играет с ножом и сейчас себя ранит. Но тут приходит отец его и вырывает у него из рук эту опасную игрушку. Ребенок кричит и про себя обвиняет отца, но впоследствии он благодарит его.

А вот мать берет больного ребенка и подносит к ножу хирурга. Ребенок кричит. Он отпихивает доктора. Он хочет бить свою мать, но кто же скажет, что в эту минуту мать проявила к своему ребенку жестокость?

Применим эти примеры к Богу милостивому, спасающему нас, и станет ясно, для чего мы несем страдания. Может быть, у вас нет веры в Бога, или она слабая? Тогда вам остается только молча или с ропотом питаться вашим горем, не беспокоя вашими криками ни людей, которые вам не окажут помощи, ни Небо, которое для вас пусто. Жить без Бога — страдать без утешения.

Таким образом, смысл страданий в том, что они — основа Божественного врачевания. И крест пастырской жизни имеет такое же значение. Страдание очищает и просвещает душу. Страдание возносит сердце горе. Страдание усиливает любовь, делая ее пламеннее, святее и благодатнее.

На нашей печальной земле, кроме опасности прилепиться к одним лишь временным ничтожным вещам, есть другая опасность: соприкасаясь со злом, потерять красоту своей души. Грех всегда влечет за собой печальные последствия. Вы сегодня совершили преступление — вы даете повод вас законно карать. Что будет, если вы сделаете сто, тысячу таких преступлений? Гроза гнева Божия висит над вами. Изживайте корень греха в самом начале. Не устраненная своевременно течь в корабле грозит ему скорой гибелью — он будет на дне моря. Пастырская совесть очищается и возвышается скорбями. Из всех наказаний самое грозное — быть свободным от страдания. Если пастырь плохо исполняет свой долг, плохо молится, мало верит, сомневается или совсем погасла в нем вера — знаете ли, почему он живет? Почему он доселе не поражен? Потому что люди около него молятся, жена плачет, родные страдают душой и свои страдания кладут на чашу весов, и тем уравновешивают все его беззакония.

Христианские страдания радостотворны, очистительны, лучезарны. Золото очищается в огне, душа — в страданиях. Страдает христианин пороком винопития — скорбь или болезнь отрезвляют его; равнодушен он к своим христианским обязанностям — горе семейное или служебные неприятности заставят его серьезно подумать и изменить отношение к ним. Крестные страдания, очищая и просвещая душу человека, возвышают его и возносят к Богу.

Тесна земля, слишком тесна для бессмертного существования. Всякий день мои шаги становятся все тяжелее. Люди-друзья изменяют, верных похищает смерть, слава и знания меркнут, здоровье увядает, как иссохшая трава... Где надежная отрада и постоянство? Где неувядаемая красота и немерцающий свет жизни и счастья?..

Христианин более чем кто-либо ощущает непостоянство и ничтожность временного и тленного. Его душа невольно рвется туда, где живет вечная Правда. Неся свой крест, он знает, что не напрасно он терпит напасти и гонения, скорби и лишения... Если удары учащаются, слышится как бы неперестающий гром, он знает, что именно тут-то и раскрывается вся нежность Божественной любви.

***

...Человек высокообразованный и почтенный имел двух красавиц-дочерей шестнадцати и девятнадцати лет. Он был горд отцовской гордостью, чувствуя, что возродился в детях. Но неожиданно младшая была скошена тифом; старшая заразилась от нее и пошла следом... Целую неделю отец не выходил из уединения... Вышел же другим человеком. Его счастье, что он был убежденный христианин. Он понял, что эти удары — ласка Божественной любви. Его взгляд на жизнь земную стал иным. Когда он умер и вознесся от этой жизни, две его красавицы-дочери встретили его, преображенные сиянием небесной славы. Бог разлучил их на мгновение, чтобы соединить в блаженстве вечного света.

Так христианский крест светлеет все ярче и ярче среди испытаний жизни. Драгоценные камни, изумруды все более и более украшают венец на главе того, кто смиренно несет свои страдания. Из этих страданий вытекают свет и красота, чистота и воздушность, которые возносят душу к Богу.

Очищаясь и возвышаясь страданиями, душа расширяется в любви. Страдание животворит и умножает пламень духовной крепости. "Сердце наше расширено" (2 Кор. 6, 11),— говорит святой апостол Павел в послании к коринфским христианам. "Ты, страдание, производишь истинных людей",— говорит поэт. Мы видим самую великую и существенную причину страдания: оно расширяет душу и умножает любовь. Чуть было не сказал, что страдание вновь созидает душу, вкладывает в нее красоту глубоких чувств, трогательность, величие. Ни гений, ни слава, ни добродетель без страдания не могут дать человеку истинного величия. Вот почему все святые герои, гении, все великие души были воспитанниками страданий. Лавровый венок всегда покоился лишь на измученном челе. Никогда душа не раскрывает своих сил в более трогательной и истинной красоте, как перед лицом страданий, когда она забывает себя ради ближнего. Это высшие красота и величие. Один мыслитель сказал: "Знаете, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы, люди, можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали".

Величие и красота души расположены по ступеням, по силе страдания. На вершине те, у которых горит на челе пламя добродетели и страдания, ниже — менее страдающие и более легкомысленные, еще ниже встречаешь уже смеющихся. Высота страдания кладет на душу красоту серьезности как спутницу великих людей. Лицо, как и сердце, становится более прекрасным и одухотворенным.

Страдание творит чудеса. Оно почти как таинство, со своей невыразимой внутренней силой. ...Молодой человек, без страха и благоговения прикасающийся к святыне, нечувствительный к духовному озарению, рассеянно погруженный в свои страсти, как только коснулось его страдание, стал серьезным, тихим и молитвенным. Жизнь — это громадная мастерская, в которой души закаляются в горниле страданий и готовятся на Небо.

Итак, сущность христианских страданий кроется в обновлении человека и любви Небесного Отца. Человек страдающий, болезнующий, лишаемый, гонимый идет по ступеням терпения выше и выше; он ведет за собой других к вершинам горних озарений и вечного спасения.

 

Из книги "У Троицы окрыленные"

 

***

Добавление. У о. Евгения Пуртова сын Коля (4 г.) болен лейкемией, просим ваших молитв. Некоторые ответы батюшки будут хорошим дополнением к мыслям о.Тихона. Интервью взято отсюда

 

- Стоит ли пытаться разгадывать планы Бога.
- Испанцы шутят: хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах. Бессмысленно гадание,  любое желание проникнуть в будущее. Его желание просто. Как и Вы, Он хочет Вашего спасения, и каждую секунду посылает вам условия, наиболее необходимые для вашего спасения. Чем это закончится? Не знаю. В Писании сказано: "око не видело и ухо не слышало; и не приходило на сердце человека то, что уготовал Господь любящим Его (1 Кор. 2, 9; Римл. 8, 18). Надо успевать жить, жизнь призрачна и коротка. Надо успевать радоваться. Замечать весну, улыбку ребенка, все то, что можно забрать с собой в вечность.
Тут вот какая штука,  польза скорби или болезни постигается в самом  процессе терпения скорби ли болезни. Универсального ответа нет. Каждый сам понимает, зачем ему послано это искушение. Если болезнь дана, дано и понимание,  ЗАЧЕМ это нужно ИМЕННО тебе. И даже другому объяснять это, он не поймет и не проникнется. Не таких слов для другого, зачем тебе послал это Бог.  И обычно Он Сам рядом идет и помогает нести эту скорбь. Вот это присутствие Его в скорбях.
- У меня опухоль в голове - это зачем Богу? А мне это зачем? Для смертной памяти? Для того, чтобы не думала о разводе?
- Когда болезнь посылается, сначала человек продолжает думать как "плотский человек", а потом, через время, он начинает думать другой логикой. Божество - просто,  и причины у него простые. А болезнь, она утончает человеческую душу. Человек уже не делает лишних движений и мыслей, и грешить ему уже некогда. А потом, когда душа его истончается, начинает понимать простоту Божественного Промысла. Ваши вопросы пока еще показывают, что Вы еще сомневаетесь, что Бог МОЖЕТ отменить Вашу болезнь. А Он МОЖЕТ, все зависит от вашей реакции на нее. От Вашего ответа Богу.
- Соседка сломала ногу - что она неправильно делала?
- Не с той ноги встала. 
- Честного человека оклеветали - для какой пользы?
- Если оклеветали за правду , то для Царства Небесного. Как сказал Господь в нагорной проповеди: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".
- У знакомых умер маленький ребёнок - почему так надо?
- В  чине погребения сказаны замечательные слова:  "Смерть младенцам - ослаба, поскольку они не стали причастниками житейского зла, и небесной радостью в недрах Авраама радуются,  и веселятся в Божественном сонме святых младенцев, и верно ликуют, потому что ЧИСТЫМИ отошли от тления грехолюбного".  Умерший младенец огражден Богом от многих бед, скорбей, падений, может быть полной духовной погибели,  и СВЯТЫМ взошел в Царство Небесное. 
- Как угадать - что же делать после Божиего нагоняя? Как извлекать пользу из уроков? Ведь есть опасение, что по собственной тупости и многогрешности пойдёшь в противоположную сторону. Резолюцию с неба никто не спускает - с неба Он бьёт по голове. А зачем?
- Надо проще смотреть на вещи, и не попадешь в противоположную сторону, сказано ведь "будьте как дети" и "обжегшись раз , на воду не дуют". Нет никакого "Божиего нагоняя", Бог никого никогда не наказывает, если он и посылает испытания, то только испытывая  человека его свободой. А если "тупишь, тормозишь", и не знаешь, чего делать, то нужно остановиться, подождать, дать время, не торопиться, не делать поспешных выводов, а прислушаться и  ждать ответа.  Господь вразумит.  Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: "Жить, не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать, и всем мое почтение"

 

 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
23.03.10 09:18 by admin


ReAlex23.03.10 11:46

>Может быть, у вас нет веры в Бога, или она слабая? Тогда вам остается только молча или с ропотом питаться вашим горем, не беспокоя вашими криками ни людей, которые вам не окажут помощи, ни Небо, которое для вас пусто.>

Какой смысл тогда таких страданий -- получается через страдания спасаются и неверующие?
 
admin23.03.10 11:52

Не всякие страдания ведут к спасению. Второй разбойник на кресте - оказался в аду. Но не следует забывать также, что через страдания одних людей, Господь также привлекает к Себе, к работе над собой и их родных, близких, небезразличных, волонтеров или жертвователей (к примеру) и т.п.
Т.е. страдания одного человека, если даже они ему будут неспасительны, могут стать дорогой к спасению других людей, т.к. в Промысле Божьем - все человечество, все связи, весь адам (как говорят св. отцы).
 


Ваш комментарий к статье "Архимандрит Тихон (Агриков): Сущность христианских страданий"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи