Празднование 20-летия Предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира 26-28 июля 2012 традиционно собрало в Киеве на несколько дней представители всех Поместных Православных Церквей.
Во время юбилейных торжеств редакция информационного портала «Православие в Украине» при содействии Отдела внешних церковных связей УПЦ пообщалась с иностранными иерархами, правда, на темы не совсем праздничные. Нас интересовал прежде всего обмен опытом и взгляды на проблемы внутри УПЦ, как их видят и воспринимают за пределами Украины.
Мы задали гостям по три вопроса:
1. Основной болевой точкой Украинской Православной Церкви на современном этапе является проблема раскола. Какие сложные ситуации актуальны для других Поместных Православных Церквей, и что делается для их решения?
2. Украинские раскольники в попытках оправдать свое отпадение от Церкви ищут примеры и аналогии в церковной истории. Насколько реальна ситуация, когда одна из отпавших ветвей Украинского Православия может быть признана Поместными Православными Церквами? В этом же контексте — может быть осуждена, как того требуют раскольники, практика перекрещивания во время возвращения из раскола, которая существует в УПЦ?
3. Какой самый удачный пример миссионерской, социальной, просветительской деятельности осуществляется в вашей Поместной Церкви за последнее время? Представляется интересным, чем живут православные верующие в других странах, и каким образом здесь, в Украине, мы могли бы перенять их опыт.
***
Константинопольская Православная Церковь
Митрополит Гальский Эммануил: «Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников»
О РАСКОЛЕ В УПЦ, КОТОРЫЙ КАСАЕТСЯ ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Раскол, который существует в Православной Церкви в Украине, касается не только Украины – он касается всей Православной Церкви. Потому что если один член страдает, то страдает и все тело. И мы считаем, что Украина является членом тела Православной Церкви, поэтому наше отношение, как Вселенского Патриархата, к Украинской Православной Церкви – это отношение именно отеческое.
В 2008 году, когда приезжал Вселенский Патриарх Варфоломей и служил вместе с уже почившим Патриархом Алексием ІІ, он имел только это желание и такие отеческие намерения, чтобы способствовать возобновлению единства Церкви в Украине.
И мы верим, что к этому есть только одна дорога, единственный путь – это возращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет Митрополит Владимир.
Считаем, что сам образ, личность и деятельность Митрополита Владимира, как Предстоятеля УПЦ, на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине.
Конечно, диалог должен продолжаться, чтобы не оставлять возможности возникновению большего числа других раскольнических общин или групп.
И конечно, мы не можем позволить, чтобы православные отходили от православной веры и шли к униатам или другим группировкам. Киев является матерью всего восточнославянского и даже русского христианства, имеет постоянную, непрерывную связь с Константинопольской Церковью — и мы говорим об этом не только сегодня, об этом свидетельствует и история, и храмы, построенные в то время. Поэтому каждый раз, когда мы приезжаем в Киев, мы считаем, что приезжаем в наш город. Чем быстрее будет преодолен раскол, тем лучше будет это для блага всей Православной Церкви.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ И МОСКВЫ
Сегодня отношения между Константинополем и Москвой улучшились, и мы должны как зеницу ока беречь эти хорошие отношения между нашими Церквями, те взаимоотношения, которые мы возделывали на протяжении многих лет с таким трудом.
Я уверен, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл расположен к тому, чтобы решать эти проблемы.
Мы сейчас работаем над созывом большого Всеправославного Собора. Это действительно, старание и забота не только Патриарха Константинопольского, но и всех других Православных Церквей. Нам нужно найти ключи для решения тех проблем, которые сейчас стоят перед всеми православными.
О ЮБИЛЕЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ УПЦ
Но поскольку мы приехали на празднование 20-летия Предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира, я хотел бы еще раз выразить через ваш сайт самые теплые пожелания от Святейшего Патриарха Константинопольского Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Пожелать ему доброго здоровья, многолетия и доброго продолжения его боголюбивого пастырского служения. Чтобы мы в Украине, которую Вселенский Патриархат очень сильно любит, увидели лучшие дни.
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЗНАНИЯ РАСКОЛЬНИКОВ
Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками (это к тому, что в среде УПЦ КП ведутся разговоры о постоянных консультациях с Вселенской Патриархией относительно признания — ред.). Он их не признаЁт и не признАет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным.
Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников (это к тому, что якобы Константинополь может признать их отдельно – прим. редакции). Вселенский Патриархат всегда смотрел не на свои интересы, чтобы их как-то защитить или отстоять, а чтобы защищать интересы всей полноты Православной Церкви.
И разговоры о том, что наша Церковь якобы может их признать – указывает на то, что как Шекспир написал «Сон в летнюю ночь», так и Филарет пытается написать свой «Сон в летнюю ночь».
***
Элладская Православная Церковь
Митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай: «Излечение раскола — это внутренний вопрос УПЦ, и решать его она должна так, как сама считает нужным»
О РАСКОЛЕ
Каждая Церковь имеет свои особенности и свои исторические характеристики, поэтому хорошо, чтобы, скажем, одна Церковь изучала историю другой. Но главное, чтобы в этом вопросе мы полагались на десницу Божию, а не на свои, человеческие силы.
Исходя из того, что мне известно о вашей истории, я не могу возлагать на вас какие-то свои лекала, однако могу сказать, что все, что базируется на терпении и любви, — свято.
Конечно, не может быть и речи, что «Киевский патриархат» признают, потому что Поместные Православные Церкви признают только каноническую Православную Церковь. Излечение раскола — это внутренний вопрос Украинской Православной Церкви, и решать его она должна так, как сама считает нужным, чтобы не было давления со стороны других Поместных Православных Церквей.
У нас также есть проблемы с расколом старостильников. Это началось в 1924 году, и скоро исполнится почти 100 лет, как этот раскол продолжается. В моей митрополии 18 монастырей и 12 приходов, принадлежащих к семи различным старостильным юрисдикциям, которые даже не общаются между собой. Я вынужден очень осторожно к ним относиться, очень деликатно. Два из этих монастырей и четыре прихода сегодня уже готовы перейти к нам — и это через 100 лет!
Но вопрос с этими приходами не стоит так остро, потому что они находятся в состоянии упадка. Проблема же ваша заключается в том, что приходы раскольнической Церкви пока сильнее, чем наши старостильные приходы.
Скажу так — то, что не даст логика и не в возможностях человека, то все дополнит и даст Господь. Поэтому нашей целью является доказать нашу святость, истинность нашей Церкви через нашу жизнь.
О ПРИЗНАНИИ ТАИНСТВ
Я не могу чего-то посоветовать, потому что вы сами можете решать, как вам поступать, учитывая вашу ситуацию. Но я могу рассказать, как мы решаем подобную проблему у нас, в Греции.
В Греции Священный Синод нашей Церкви принял решение не признавать крещения старостильников, а принимать их только через перекрещивание. Но я имел большую проблему в моей митрополии из-за того, что к нам приехало немало людей из России, Украины, которые живут по старому календарю. А это тысячи людей. Поэтому я попросил разрешения Священного Синода принимать их через миропомазание, и мы их приняли. Действительно, их очень много перешло к нам.
О МЕРАХ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАСКОЛА В ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Прежде всего, я посещаю их, общаюсь с ними, чтобы понять их стремления и попытки.
Например, они очень антиэкуменистично настроены, очень консервативны. Поэтому я стараюсь понять их логику, поэтому они меня и любят. Любят еще и потому, что я — единственный епископ, который раньше жил на Святой горе Афон. Я им рассказываю о Святой горе, свидетельствую о своей к ним любви, держусь в русле традиционных ценностей. Но не отступаю, когда дело касается принципиальных вопросов.
Вот, на этой неделе, когда вернусь домой, поеду в один монастырь — там уже меня как епископа поминают за богослужением, хотя они старостильники …
То есть, я считаю, что нужно больше работать с простым народом, чем с вождями раскола.
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ДОСТИЖЕНИЯХ ПРАВОСЛАВИЯ В ГРЕЦИИ
Элладская Церковь сейчас переживает трудные времена, но это связано не только с экономическим кризисом, а касается и исторических связей между Церковью, государством и обществом. Что хочу сказать: учитесь на наших ошибках. Держите государство на расстоянии вытянутой руки, потому что иначе Церковь может секуляризироваться.
Из тех тем, которые в нашей Церкви сейчас очень хорошо развиваются, это помощь бедным. Мы даже помогаем средствами, помогаем в лечении, кормим голодных. За последний год наша Церковь выделила на помощь людям около 100 тысяч евро. Эти деньги мы не брали из банка, эти деньги дал народ, и мы народу их вернули.
Другим таким моментом, который очень успешно развивается, является развитие традиционного монашества. Это монашество, которое делает акцент на молитве, тишине и подвиге. Думаю, это помогает Церкви с духовной точки зрения. Так уж повелось, что народ больше любит старцев, чем владыку.
О ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ УКРАИНЫ
Поскольку я впервые в Украине, то хочу сказать, что очень рад и очень тронут тем, что здесь увидел. Сразу вспомнил советские времена, когда ваша Церковь страдала из-за гонений, а в нашей Церкви тогда все было нормально. И вот через 20 лет вы стали намного лучше нас. Очень рад и желаю, чтобы вы развивались и дальше.
Сейчас мы переживаем рабство даже больше вашего советского. Это — западное, секулярное рабство. Но теперь, в наших скорбях, будем вспоминать о вас, чтобы совместно преодолевать наши проблемы. Но будьте внимательны, чтобы то, что вы приобрели через гонения, вы не потеряли из-за секуляризации.
Должен сказать вам, что самая истина Украинской Православной Церкви находится в пещерах Киево-Печерской Лавры. Она не в величественных соборах и храмах — конечно, это тоже благословенно, — но пещеры — это святое. Вы здесь, под землей имеете зерно очень большой ценности! Поэтому Господь да благословит вас!
***
Болгарская Православная Церковь
Митрополит Ловчанский Гавриил: «Если ваша Церковь примет из раскола, то и Поместные Церкви будут признавать. А раскольников самих по себе никогда не признают»
О РАСКОЛЕ В БОЛГАРИИ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ
Видите, у нас тоже был раскол. Несколько лет тому назад он закончился. Правительство содействовало в свое время возникновению раскола в 1992 году. Потом опять наше правительство приняло такой закон о вероисповеданиях, которым фактически раскол был упразднен. Правительству очень помогло разобраться в ситуации то, что они видели, что никакая Православная Церковь не признает раскольников, а все признают только каноничную Церковь. В правительстве же люди светские и не всегда могут разбираться в этих моментах. Но они видели, что Православная Церковь едина и не признает раскольников.
Так что у нас уже, можно сказать, этого раскола уже нет. Пробовали они подавать в суд в Страсбург, но там у них тоже ничего не получилось. Слава Богу, раскол кончился.
Я желаю и Украинской Православной Церкви прекращения раскола, потому что это очень трудно для Церкви. Когда раскол, трудно и настоящую жизнь наладить, и дисциплину сохранять. Если, например, сделаешь священнику замечание, он тебя, бывает, в ответ пугает, что пойдет вместе с приходом к раскольникам…
Одним словом, это было очень трудное время. И это очень вредно для веры: люди соблазняются.
О ДЕЙСТВИЯХ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ ПО УВРАЧЕВАНИЮ РАСКОЛА
Мы все боролись, как могли. Я тогда был протосингелом у Святейшего Патриарха, потом был викарным епископом в самые страшные годы раскола. Боролись, как могли, всеми силами. Время было трудное. Господь немножко нам дал потерпеть, а потом избавил.
Видите, в истории Церкви какие бы ни были расколы – ничего не осталось. Остается только одна Православная Церковь. Где больше времени, где меньше – но в конечном итоге расколы уходят, остается только каноническая Церковь. Так и у вас будет.
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЗНАНИЯ РАСКОЛЬНИКОВ
У нас как получилось? Был Всеправославный Собор в Софии в 1998 году. Он вызвал раскольников именно как раскольников, а не как каноническую Церковь. Потребовал от них покаяния. Они все написали покаяние: что каются, понимают, что согрешили. И тогда им вернули каноничные титулы. Но не те, которые они на себя самовольно взяли, а уже Синод и Патриарх им могли давать по своему усмотрению. Некоторые остались, некоторые потом все равно ушли в раскол, потому что они себе понапридумывали титулов – то митрополитов, то патриархов, и потом это все ушло – их признали только епископами.
Если ваша Украинская Православная Церковь примет их из раскола, то и Поместные Церкви будут признавать. А раскольников самих по себе никогда не признают, нет.
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БОЛГАРИИ
Мы следим и стараемся заниматься социальной деятельностью по епархиям – это и забота о малоимущих, и работа с наркозависимыми.
Сейчас работаем над тем, чтобы больше было воскресных школ, чтобы можно было детей Православию обучать, потому что у нас плохо с этим дело обстоит.
Стараемся, чтобы правительство ввело изучение религии в школах так, как, скажем, в России. Мы давно разработали такую систему, но пока не хотят. Те дети, которые хотят изучать религию, будут учить, а которые не хотят – будут изучать светскую этику. Но этика — тоже предмет, которые учит человека нравственности. Меньше 1% детей сейчас в Болгарии изучают Православие, что, конечно же, страшно мало.
Сейчас у нас будут принимать новый закон об образовании, и нам очень хотелось бы, чтобы изучение религии вошло в новый закон, чтобы эту систему приняли. Потому что в Сербии, Румынии, России дети изучают Православие, а у нас нет – так что же будет с нашими детьми? Какое у них будущее?
Этот вопрос сейчас очень важен для нас. Мы сейчас много литературы стараемся для детей выпускать, делать какие-то проекты для детей, потому что понимаем, что это будущее страны. И уже сама жизнь показывает, что за последние 20 лет у детей изменились критерии нравственности, у многих не хватает нравственного воспитания.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
Такие полезные дела, как образование и воспитание, Церковь должна делать вместе с государством. Потому что без государства закон не примешь. Если государство понимает пользу того, что Церковь хочет для людей, и будет помогать, то таким образом, оно получит и поддержку Церкви. Потому что Церковь будет поддерживать то правительство, которое хочет хорошего, нравственного, православного для своего народа. И в этом смысле как бы сама собой получается связь государства и Церкви. А так просто, чтобы нам ходить перед правительством, — нет в этом никакой нужды.
О ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОБ УКРАИНЕ
Я здесь уже не впервые. И мне очень нравится Украина. Люблю украинский народ – славянский, православный. Я рад, что сейчас представляю Болгарскую Церковь.
Желаю Украине, во-первых, избавиться от раскола, потому что это очень большая рана. Желаю также, чтобы вы действительно стали страной богатой – и духовно, и материально, чтобы народ, который, я уверен, заслуживает достойного существования, чтобы он его имел, чтобы не надо было украинцам ходить по миру и искать работу, а чтобы они ее нашли здесь.
Желаю благословения Божьего украинскому народу, украинской стране, Украинской Церкви.
***
Александрийская Православная Церковь
Митрополит Аксумский Петр: «Юбилейные торжества — это показатель стабильности, которая существует сегодня в Украинской Церкви»
О РАДОСТИ ОТ ВСТРЕЧИ С УКРАИНСКИМ ПРАВОСЛАВИЕМ
Я хочу выразить свою радость, свое удивление, изумление торжествами, которые наполняют сердце и свидетельствуют о том, что Христос посреди нас — в Украине, России и во всей Православной Церкви. Находясь здесь с вами, мы чувствуем, что, действительно, в сердцах людей господствует Сам Христос.
По поводу признания раскольников, то, конечно, этого не может быть. Потому что даже вчера на концерте, где принимали участие, как маленькие, так и большие актеры, как монахи и монашки, — этот концерт показал, какая на самом деле жизнь в вашей Церкви. Это было показанием стабильности, которая существует сегодня в Украинской Церкви. Ничего не сможет разрушить и расколоть спокойствие, которое имеет Церковь сегодня. Даже маленькие дети, так, как они играли, танцевали, они передали столько энтузиазма, вдохновения народу, — для нас это остается незабываемым.
***
Польская Православная Церковь
Архиепископ Люблинский и Холмский Авель: «Раскол — это грех. Но время в таких вопросах — лучший врач»
О РАСКОЛЕ В УКРАИНЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Слава Богу, что в нашей Церкви нет раскола. Если бы у нас какое-то разделение появилось, это было бы для нас совсем большой трагедией.
Раскол — это грех, а каждый грех лечится ничем иным, как через покаяние. Церковь имеет свою структуру, свою дисциплину, свое каноническое право, Церковью нельзя манипулировать. В Церкви есть определенная простая каноническая дорога.
В межвоенный период наши предки, православные Польши, тоже имели свои проблемы, но, слава Богу, не дошло до раскола. Были тяжелые времена. Мы в 1924 году получили автокефалию от Константинопольской Церкви, все Поместные Церкви одобрили эту автокефалию. Но в этот межвоенный период у нас не было евхаристического общения с Матерью-Церковью, с Московской Патриархией. Но время в таких вопросах является лучшим врачом.
Я желаю Украинской Православной Церкви и украинскому народу, чтобы со временем через это лечение, через какой-то период времени, Господь послал радость торжества единства для святого Православия. И мы верим, когда призываем благодать Святого Духа, когда молимся, поем молитву Царю Небесный: «Приди и вселися в нас», — что Господь пошлет на Церковь в Украине и благодать Святого Духа, и мир, покой и согласие. И в хорошие времена мы как представители всех Поместных Церквей объединимся в молитве.
О ПРИЗНАНИИ ТАИНСТВ И ПЕРЕКРЕЩИВАНИИ
Мы в Польше живем в нелегких условиях, потому что православных у нас очень мало. На такой почве нам удалось с Римо-Католической Церковью подписать декларацию о взаимном признании Таинства Крещения, потому что в Польше есть смешанные браки, и этот вопрос все равно возникает. Но с Римо-Католической Церквовью нет в этом отношении такой проблемы, потому что апостольское преемство сохранено в обеих Церквах.
Глава «Киевского патриархата» Филарет под анафемой, и возглавляемая им структура не имеет никакого места среди канонических Церквей. Раскольники могут осуждать, мол, католиков принимают, а своих не принимают. Но тут надо проникнуть глубже, потому что эта проблема берет начало от руководителя.
О ТОМ, ЧЕМ ЖИВЕТ СЕЙЧАС ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Говоря о жизни Православия в Польше и в Украине, стоит сказать, что мы составляем одно целое — в нашем литургическом общении, в нашей евхаристической жизни.
Моя епархия в Польше соседствует с Волынской, Львовской епархиями, и у нас теперь есть частое общение, есть хорошие примеры этого общения. Тем более, что многие нынешние украинцы — на самом деле переселенцы из Холмщины, а из них многие являются верующими Православной Церкви. Они посещают вместе со своими священнослужителями церковные праздники.
А еще известная Холмская икона Божией Матери хранится в Волынском музее, и каждый год я принимаю участие в празднованиях. Вместе с митрополитом Луцким и Волынским Нифонтом мы служим акафист перед этой иконой. Таких инициатив у нас много. Надеемся, будет развиваться общение и в будущем.
***
Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Архимандрит Серафим (Шемятовский): «У нас нет проблем внутри Православия, но есть внешняя — с Греко-Католической Церковью»
О ПРОБЛЕМАХ В ЧЕШСКОЙ ЦЕРКВИ
Самая основная проблема у нас в Словакии – это распространение униатства. У нас нет как такового раскола внутри Православия, но есть проблема внешняя, связанная с Греко-Католической Церковью.
Она на данный момент более-менее сглажена, потому что нет причин для борьбы. Но в 1998 году, когда Греко-Католическая Церковь вернула себе всю недвижимость, а нам за счет государства компенсировали деньгами, мы были вынуждены строить свои храмы заново. И до сих пор продолжаем их строить.
НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО, ЧТО ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ОСУДЯТ ПРАКТИКУ ПЕРЕКРЕЩИВАНИЯ?
Думаю, что это совершенно нереально. У нас даже тех, кто переходит из Греко-Католической Церкви, заново перекрещивают. И если приходит священник, его заново крестят, а потом – рукополагают.
О МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЕ В СЛОВАКИИ
У нас в Словакии в основном проводится работа с молодежью. Этот год был провозглашен годом семьи. Мы привозили частицы мощей святых Петра и Февронии, возим их по приходам, рассказываем об этих святых.
Перевод с греческого осуществлял заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич
Фото диакона Максима Брусники
Перевод части интервью с украинского — портала «Православие и мир»
ПвУ
|