Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* До закрытия долга остаётся 18000 гривен, и… 5 часов!
* Даніела Матвійчук. Долаємо наслідки лікування…
* Кириченко Влад. Контрольна перевірка перед лікуванням.
* Єгор Скалозуб - потрібна допомога
* Степан Щербина. 18 500 - щоб продовжити лікування!

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Игумен Нектарий (Морозов): Почему дети уходят из Церкви?
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Игумен Нектарий (Морозов): Почему дети уходят из Церкви?
  
 

Игумен Нектарий (Морозов): Почему дети уходят из Церкви?

 
 
 
Почему одни дети, вырастая, остаются в храме, а другие уходят? Что родители делают не так, и как исправить эти ошибки? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).

О чем неволей вспоминаешь, когда думаешь об удивительной Девочке, Которую в возрасте трех лет привели в Иерусалимский Храм Ее праведные родители? О разном, наверное… О дивной Ее судьбе. О том, как приготовлялась Она там, в Храме, к Своему великому служению. Ну, и о том, наверное, как переступал впервые церковный порог сам. А еще — о тех детях, которых так же, как когда-то Иоаким и Анна Марию, приводят в храм их родители. О них просто невозможно не вспомнить.

Дети в храме… Это очень не простое… Даже и не знаю точно, как сказать — явление, дело? Совсем не простое.

С одной стороны, они напоминают о том, что если не будешь веровать как дитя, то не сподобишься Царствия Небесного. А с другой, заставляют всматриваться в них и задумываться: точно ли они те самые дети, веру которых следует принять за образец?

И опять: с одной стороны, переживаешь, глядя на них, что сам столько лишних дорог истоптал, столько поворотов ненужных сделал, столько времени зря убил, пока наконец до Церкви добрался! А вот если бы, как они, еще с детских лет в храме бывать, молиться здесь, исповедоваться, причащаться! Как же это было бы хорошо… Но и о другой стороне как не сказать? Ведь видишь, как подходят ребята на исповедь — не первый и даже не десятый уже, наверное, раз, и так же не знают, что сказать на ней, как и в самом начале.

Как тяготятся они временем, которое вынуждены проводить в храме. Как скучают во время непонятной и оттого неинтересной для них проповеди. И как пропадают где-то «на стране далече», достигнув совершеннолетия, пропадают вместе со всем своим «опытом церковной жизни», со всем «багажом знаний», полученным в воскресной школе, — чтобы либо вернуться когда-нибудь позже, либо не вернуться уже совсем.

И, конечно, пытаешься понять: какая разница между теми, которые уходят потом, и теми, что остаются и живут в Церкви, которая становится ближе и родней их родного крова, что их отличает? Хотя ответ, честно говоря, тебе уже известен, ты получал его неоднократно, и каждый новый случай лишь подтверждает его верность. И разница, и отличия по большей части не в детях, а в их родителях. В том, как они воспитывают своих сыновей и дочерей, как «воцерковляют» их, как сами живут — жизнью церковной и вообще.

Есть ошибки, которые носят характер шаблона, которые вроде бы легко исправить. Но копнешь, и оказывается, что они с другими, куда более глобальными связаны. Тут, выходит, не исправлять лишь что-то отдельное нужно, а жизнь менять и отношение к ней — и к церковной, и к той, что «вообще»…

Но все же, не покушаясь решительно чью-то жизнь изменить, скажу лишний раз о том, о чем часто приходится говорить — с одним, другим родителем, реже — с парой. Потому что вряд ли он будет лишним.

Мне кажется, очень важно для родителей помнить, что сами они оказались в храме не в какой-то случайно определившийся момент своей жизни. Они в Церкви, потому что наступило время, когда они ощутили в ней нужду, поняли, что без нее никак, и в конечном итоге сами сделали этот важнейший выбор. А дети… Пусть они маленькие, но каждый из них — личность. Да, многое приходится и решать, и выбирать за них. Они же еще не все понимают. Но что, если этого понимания хватает для того, чтобы почувствовать это решение и этот выбор как насилие над своей свободой? И если в восприятии ребенка это насилие не только бытового характера, но и религиозного?

Может, лучше не «за них», а вместе с ними — выбирать и решать? Это трудней, но это возможно — если жизнь у папы и мамы с сыном или дочерью общая, одна на всех, если не дробят ее взрослые на куски. Если жизнь общая, то это так естественно — все объяснять, рассказывать, показывать, убеждать, переживать, наконец, вместе. Тут главное только, чтобы доверие было, а оно будет — надо лишь с самого начала, с рождения то есть, не делать того, от чего оно у ребенка пропадает.

Ребенок появляется на свет беспомощным, без родителей ему не просто было бы трудно — без них или тех, кто их заменяет, ему не выжить, он целиком на их попечении, от них зависит его существование. От них он получает все, что ему необходимо, они преподают ему первые уроки того, как не пропасть в окружающем его мире. Сначала — на уровне того, что не надо пытаться засунуть мамину шпильку в розетку или поджечь папиной зажигалкой занавески, потом — более серьезные. И если все это делается с любовью и заботой, когда следует ― с утешением, а когда требуется ― со строгостью, то доверие не утрачивается.

Утрачивается оно тогда, когда ребенок видит, что он помеха, что на него раздражаются, кричат или, наоборот, пытаются отделаться неуместно ласковым словом, шоколадкой, подарком. Когда он понимает, что на нем «экономят» душевные силы, на него не тратятся, понимает, что он — отдельно.

И точно так же доверие утрачивается, если ребенок замечает в самых своих близких людях ложь и фальшь — детское сердце особенно чутко улавливает любую неправду и болеет от нее. А уж если фальшь эта распространяется и на христианскую жизнь — вовсе беда. Разве можно чему-то научить ребенка словом, которое не только не подкреплено делом, но еще и расходится с ним?

Потому и приходится раз за разом огорчать родителей, которые спрашивают, как быть с детьми, как заставить их измениться, полюбить христианство сердцем. Огорчать напоминаем о том, что измениться и полюбить прежде всего должны они сами… Кто-то прислушивается к этому совету и следует ему, кто то, сознавая его справедливость, отходит расстроенный, потому что не имеет решимости меняться, а кто-то даже не может его понять. Ну, а результат того, другого или третьего отношения приходится видеть в детях.

Это то, что касается ошибок «целожизненных». А что до шаблонных, с «целожизненными» связанных, то их предостаточно. Некоторые лишь назову, самые, на мой взгляд, распространенные и серьезные.

Первая из них — чрезмерная в храме к ребенку строгость. Известно, что родители часто пытаются обрести в детях некую «компенсацию» за то, чего не смогли добиться сами. Нередко этот процесс компенсирования ломает и уродует ребенка. И в Церкви — в том числе. Мы не хотим, чтобы кто-то нас заставлял что-то делать помимо нашей воли: либо сами, либо никак. Но почему-то готовы заставлять того, кто слабей и не может нам противостоять…

Точнее, сначала не может, а потом ― противостоит. И нам, и ложно по нашей вине понимаемой Церкви. Если ходит ребенок в храм из-под палки, то сбежит из него, как только палку бояться перестанет. И если из-под палки «по-христиански» живет, то и тут финал такой же будет.

Близко к этой ошибке — другая. Это о тех случаях, когда родители не могут трезво оценить, на что способно их чадо, а на что нет. И несмотря на то, что ему явно не по силам всю службу — не помолиться, а хотя бы отстоять — ведут его и на всенощную, и на литургию, и на всякий праздник. А там — в зависимости от своего устроения: либо позволяют ребенку резвиться во время богослужения с такими же утомленными его продолжительностью сверстниками, либо дергают его постоянно, а то и колошматят.

Я одно время столкнулся у себя в храме с такой неожиданной «сложностью»: говорю проповедь, а передо мной стоит крепкая и энергичная бабушка с двумя внуками по бокам, не отрываясь, смотрит на меня и, поскольку мальчишки-сорванцы на месте удержаться не могут, точно так же, не отводя от меня взора, награждает их звонкими затрещинами.

Лица мальчиков приобретают на короткое время скорбно-сосредоточенное выражение, а затем все повторяется. И остановиться хотелось, оставить проповедь и прямо при всех этой бабушке все объяснить… Да не решился и теперь жалею: в другое время поговорить с ней не удавалось, по крайней мере, так, чтобы бабушка всерьез меня поняла, а сейчас и она, и внуки пропали где-то.

Некоторые пытаются приучить своих детей к хождению в храм и благоговейному в нем пребыванию посредством не только «кнута», но и пряника: в ход идут разные награды и поощрения ― за поход на службу, за чинное на ней стояние, за отсутствие жалоб и капризов. Это лучше, чем колотушки за противоположное поведение, но на самом деле ― ненамного. Ни страх физического наказания, ни корысть стимулами для преуспеяния в духовной жизни, безусловно, выступать не могут…

Много ошибок связанно с детской исповедью. Один родитель додумывается до того, что пугает ею ребенка:

— Смотри, что ты наделал, я батюшке все расскажу! Достанется тебе…

Другой старается выведать у священника, о чем ребенок говорил, когда каялся, забывая, что тайна детской исповеди ничем не отличается от тайны исповеди взрослой.

Третий постоянно подсказывает:

— Не забудь на исповеди об этом сказать. И о том… И вот еще о чем…

Но хуже всего — когда родители за ребенка исповедь… пишут. Я немало встречал таких ребятишек, которые к аналою с Крестом и Евангелием подходят, чтобы, словно выученный урок, оттараторить всевозможные «согрешил», не вдумываясь даже, о чем они говорят. Нет лучше способа, чтобы угасить в маленьком человеке покаянный дух, нежели этот. И что самое страшное — ведь и говоришь таким усердным папам и мамам, что нельзя этого ни в коем случае делать, вред от этого душе. Не слушают! И сами так же исповедуются. Такое чувство, что один раз выучили и каждый раз повторяют — что-то «по существу», а что-то — на всякий случай, «вдруг и это было».

В общем, если суммировать, то получается, что основа всех этих ошибок в игнорировании и попрании того, что является самым важным в отношениях человека с Богом,― свободной воли. Подавляя ее, забывая в принципе, что вся суть в самостоятельном выборе человека, родители, желая сделать своим детям «как лучше», калечат их и фактически лишают возможности самостоятельно познать и понять христианскую жизнь. Так что часто становятся, сами того не подозревая, главным препятствием на их пути к Богу…

…Подведя свою крошечную трехлетнюю Дочь ко входу в Храм, праведные Иоаким и Анна отпустили Ее, дав возможность самостоятельно преодолеть ведущие внутрь ступени. Они помогли Ей добраться до Храма, но вошла Она в него Сама. И когда я думаю об этом, то кажется мне, что лучшее, что могут сделать верующие родители для своих начинающих еще только верить детей, это не привести их в Церковь, а именно помочь им прийти. И не бояться предоставить им затем свободу.

 

Правмир

 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
04.12.12 17:31 by admin


Гость05.12.12 13:05

"А дети… Пусть они маленькие, но каждый из них — личность. Да, многое приходится и решать, и выбирать за них. Они же еще не все понимают. Но что, если этого понимания хватает для того, чтобы почувствовать это решение и этот выбор как насилие над своей свободой? И если в восприятии ребенка это насилие не только бытового характера, но и религиозного? "

Золоті слова ... Дійсно , дуже важко вже в дорослому віці міняти віру - не можеш наважитися , знаєш, що це зрада (і батьків в тому числі ) , але тебе ж не спитали , коли хрестили немовлям, вибору не було ...
До речі, діти ( і дорослі), які ідуть з однієї Церкви , майже напевне переходять в якусь іншу... Якщо у людини в житті був Бог - він не може просто зникнути , приходить просто інше його розуміння...

 
admin05.12.12 14:45

які ідуть з однієї Церкви , майже напевне переходять в якусь іншу.

Господь основал одну Церковь, которую не сокрушат врата ада (Матф.16:18, см. Символ веры). Все остальные "самопальные" организации к Церкви не имеют никакого отношения и отношение к ним соотв. евангельское. См:

«Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13).

"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим.16:17)

"Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.(Иоан.2:19) "

"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа... уста их произносят надутые слова" (Иуд 1, 19, 16)

и др. см. например:

brusilovsky.livejournal.com/107626.html

 
Гость05.12.12 17:19

Наскільки я розумію , на території України зараз офіційно діють дві канонічні церкви : УПЦ МП і УГКЦ (греко-католицька церква, яка підпорядкована Папі Римському ) ...
До речі, можна бути просто католиком
Нагадую просту статистику: з 2 млрд. християн тільки 300 млн. православні, всі інші - католики і протестанти...
Але справа навіть не в кількості- справа в тому , що національність змінити не можна ... Народився українцем , загинув твій прадід в 1933 році під час Голодомору, був твій дід на Колимі - все, маєш бути з тими , хто за твій народ і хто визнає твого прадіда і діда ... А хто їх не визнає - тих вже не можеш визнати ти ...
 
admin05.12.12 18:58

С точки зрения ПЦ - Католическая церковь не является Церковью Христовой. Т.к. с точки зрения экклезиологии (что понимают и принимают и сами католики) - существтования двух Церквей - невозможно.

А статистика здесь не причем. В Еванеглии Господь утверждает о немногих спасающихся (Матф.7:14, 1Пет.3:20 и т.п.), мы же не будем с Ним спорить ?
Т.к. если говорить о статистике, то можно вспомнить и миллиарды - язычников, мусульман и т.д. В вопросе истины, спасения - количество не когда не являлось богословским аргументом.
(Даже одна не спасшаяся душа - уже трагедия).

По сути Вашего же вопроса, почитатйе
brusilovsky.livejournal.com/151779.html
(см. и обсуждение)

А национальность тем паче не причем. Господь пошлет туда своих миссионеров, где будут готовы услышать Его слово.
Подробнее см. например
www.youtube.com/watch?v=2-lB7q5x1j0


Кстати, можете почитать и бывших католиков
brusilovsky.livejournal.com/149501.html

brusilovsky.livejournal.com/147772.html

brusilovsky.livejournal.com/95415.html

потому перед человеком и стоит вопрос, со всей остротой - Что есть Истина ? Где есть Истина ?
И если он упирается только в национальность - никогда не найдет ее, а найдет в лучшем случае очередную ересь, например, наподобии вот этой
ru.wikipedia.org/wiki/Филетизм
и удовлетвориться ею, забывая, что она ведет к погибели.


и т.д.
 
Гость06.12.12 12:16

"С точки зрения ПЦ - Католическая церковь не является Церковью Христовой. Т.к. с точки зрения экклезиологии (что понимают и принимают и сами католики) - существтования двух Церквей - невозможно. "

Цікаво, чи зустрічали Ви у католиків таке : " Православна Церква не є Церквою Христовою" ? Мабуть, ні ...
Хто думає- тим достатньо...
 
Гость06.12.12 12:22

З Вікіпедії :
"В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками , исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque ). Вторая — схизматиками , отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками"
 
admin06.12.12 15:39

Цікаво, чи зустрічали Ви у католиків таке : " Православна Церква не є Церквою Христовою" ? Мабуть, ні ...
Хто думає- тим достатньо...

А Вы почитайте папу римского и вопросы отпадут:

Это не просто вопрос терминологии, но, прежде всего, отражение основ католического вероучения о единственности Церкви Иисуса Христа. Строго говоря, существует лишь одна Церковь, поэтому во множественном числе термин "Церкви" может употребляться только по отношению к территориально ограниченным местным Церквам.

Таким образом, во избежание недоразумений, следует избегать выражений типа "две наши Церкви", ибо это может привести к непониманию и богословской путанице. Применение такого выражения по отношению к Католической Церкви и Православной Церкви в целом (или к одной, отдельно взятой Поместной Православной Церкви) ставит под сомнение существование Единой Святой Католической и Апостольской Церкви, утвержденное в Символе веры.


www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=685&Itemid=68

Он в богословии прекрасно разбирается.
Поэтому вопрос прост: Или ПЦ, или КЦ.
А назвать еретиками они ПЦ, ну никак не могут - наглости не хватит...

 


Ваш комментарий к статье "Игумен Нектарий (Морозов): Почему дети уходят из Церкви?"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи