Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Катюша Шевчук. Великій збір на операцію на глазіку.
* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Семья -> Владимир Легойда: Совершенно неправильные мысли о воспитании детей
Статьи >> Семья >> Владимир Легойда: Совершенно неправильные мысли о воспитании детей
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Владимир Легойда: Совершенно неправильные мысли о воспитании детей

 

Несколько месяцев назад, когда моей дочке Лизе исполнилось полтора года, к ней приходил доктор. Женщина-врач несколько раз спрашивала нас, умеет ли Лиза правильно собирать пирамидку — так, чтобы большие кольца были снизу, маленькие сверху. Вообще-то Лиза пару раз собрала пирамидку правильно, хотя обычно делает это вразнобой. Эта «пара раз» явно не устраивала детского доктора. Правда, увидев, что девочка в таком возрасте уже вполне осознанно разговаривает, различает право и лево и может (правда, пока с помощью папы) наизусть прочитать почти до конца «У Лукоморья дуб зеленый», врач несколько успокоилась, сказав нам, что в принципе ребенок развит нормально. И на том спасибо. Хотя мне, честно говоря, кажется, что Лизе просто... не очень интересно собирать пирамидку правильно. Ну скучно и все тут. Да и сам я на ее месте интересовался бы скорее не унылой линейной последовательностью, а тем, какие замысловатые конфигурации можно получить, складывая кольца «неправильно»...

Так и воспитание детей очень неохотно поддается алгоритмизации, в нем немало иррационального и не так много абсолютно универсальных правил. Наверное, меня поправят — и, может быть, справедливо — педагоги и детские психологи. Однако в ответ им можно, пожалуй, вспомнить критику воспитания знаменитого Бенджамина Спока и его личные проблемы, — а ведь его системе так доверяли женщины, в том числе и советские, последней трети ХХ века. Или привести примеры того, как, по собственным признаниям, не удерживался на педагогическом канате Антон Макаренко или проваливались в педагогическую пропасть его ученики, применяя в своей работе вроде бы те же методы, что и их великий учитель.


А вообще — возможно ли прописать досконально разработанную систему правил воспитания ребенка? — Где зона ответственности родителей, где — школы; до каких пор родители должны вмешиваться в развитие ребенка, а какую долю свободы предоставлять ему, в каком возрасте и в каких формах вводить ребенка во «взрослую» проблематику (как это ни странно, я имею в виду не в последнюю очередь материальные проблемы семьи) и т. д. Педагогических школ очень много — и все они разные. Одни утверждают, что все основное в ребенке формируется до пяти лет, другие говорят — до семи, третьи — вообще до двух. И если вы в этот период ребенка «упустили» — то поезд ушел, окончательно и бесповоротно... В том числе поэтому разнообразные педагогические системы и подходы кажутся мне в значительной степени условными. Я не о том, что они не нужны или бесполезны; совсем нет. Просто в отношениях родителей и детей велика доля иррационального, точно так же, как в отношениях мужчины и женщины (а если, к тому же, вспомнить тот факт, не слишком любезный сердцу педагога, что дети рождаются с определенной половой принадлежностью, а не обретают ее постепенно под чутким руководством старших...). Ни одна из педагогических систем не сможет дать конечного, совершенного, абсолютно надежного ответа на вопрос: как воспитывать ребенка. И попытка найти главный ответ лежит вовсе не в области педагогики и даже шире — не в области научного знания.  

Это может прозвучать банально и слишком общó, но от этого истинность не изменится: нет лучшего советчика в воспитании детей, чем любовь. В уже давнее советское время одного специалиста по воспитанию детей коллеги спросили, в какую школу (ближнюю, продвинутую, специализированную) он отдает своего сынишку. Посмотрел он умными глазами и ответил: «В ту, где в первом классе учительница добрая». Ведь именно доброта, именно любовь помогают родителю (воспитателю) правильно чувствовать ребенка, а ребенку — чувствовать родителя. Удивительно точно это описал замечательный российский ученый Николай Тимофеев-Ресовский. О своем гимназическом учителе он говорил так: «Павел Викторович обладал замечательным свойством, нужным, собственно, всякому преподавателю: я был человек, так сказать, трудно поддающийся дисциплинированию, порядку и всяким приказам и наказам, но я не мог огорчить Павла Викторовича Терентьева» (курсив мой. — В. Л.). Ребенка надо воспитывать так, чтобы он не мог обидеть своего родителя или воспитателя. В сущности, именно такое чувство мы и называем страхом Божиим.

И действительно, когда мы говорим о страхе Божием, то не имеем в виду, что при мысли о Боге христианин должен дрожать как осиновый лист, прятать голову в кусты или покрываться холодным потом. Речь о другом: христианин должен ощущать постоянное присутствие Бога в своей жизни прежде всего как присутствие всеобъемлющей любви. Любви личной, живой, не абстрактной. Любви, которой просто невозможно не ответить: страшно подумать, в какую бездну я низвергнусь, если Ему не отвечу, если отвернусь.

А ведь дети изначально любят нас. Помните у Вересаева:
— Мама, ты меня любишь?
— Когда ты хороший мальчик, люблю, а когда плохой — нет.
Вздохнул.
— А я тебя всегда люблю.

К чему это обязывает нас, взрослых? У меня отцовский опыт пока небольшой, но я уже успел заметить, что два совершенно разных метода воспитания — например, шлепок или попытка словесного объяснения — с точки зрения результата могут оказаться одинаково действенными. Даже для совсем маленьких детей. Вопрос в том, какие последствия оставят в душе ребенка эти методы. С чем моя дочка будет жить, когда меня уже не будет? Мне кажется, что если, выстраивая отношения с детьми, мы будем исходить не только (и не в первую очередь) из результативности наших действий, то сможем находить правильные пути...

Иногда звучат слова о том, что родители должны оставлять детям больше свободы выбора — особенно в том, что касается выбора веры. Мне это кажется странным. Почему мы не должны говорить детям о том, что дорого нам самим? Один из авторов «Фомы» замечательно написал об этом: у нас нормальным считается рассказывать ребенку об истории древнего мира или о самолетах, если мы сами этим увлекаемся, но как только дело доходит до самого главного — до веры в Бога — тут мы должны осечься, дескать, «нет-нет, ребенок это должен выбирать сам». Почему сам? Почему бы ему самому тогда не выбирать себе еду, одежду и школу? Почему о пище телесной мы вправе иметь попечение, а о духовной — нет? По моим ощущениям, если родители отстаивают такую точку зрения, то это попытка уйти от ответственности... А если посторонние, так на то они и посторонние, чтобы судить смело, рубить наотмашь и ни за что не отвечать. Больно, когда в позиции посторонних оказываются специалисты по воспитанию. 

 

Фома

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
14.06.10 16:35 by admin


Марина14.06.10 22:43

Уважаемый Владимир!Ваши мысли нельзя назвать "СОВЕРШЕННО НЕПРАВИЛЬНЫМИ",потому как они совершенно ПРАВИЛЬНЫЕ).Вообще, рассуждать о воспитании детей несвойственно большинству современных отцов,к сожалению...Спасибо Вам за статью.Как педагог, могу Вам четко заявить,что ничто так не воспитывает наших детей, как наше собственное поведение и отношение к окружающему миру.И,конечно, ЛЮБОВЬ,которая творит чудеса.Думаю, что Вашей дочери оооочень повезло с папой, еще раз спасибо!
 
Ксения16.06.10 16:26

Спаси Господи за статью. Как Вы считаете, Владимир, телесные наказания в процессе воспитания это мысли правильные или нет?
 
admin17.06.10 09:41

Ксения, здравствуйте!

Владимир, увы, здесь не может ответить.

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание говорит вполне определенно: "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его" (Притч. 19:18). А вот что говорят об этом святые отцы свт. Филарет (Дроздов): "Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением"; "надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?"

Св. отцы писали, что телесные наказания следует употреблять крайне редко (когда другие меры ни к чему не приводят) и если наказывать телесно без гнева и раздражения не получается - то не следует этого делать вообще ибо наказание с гневом - есть выплеск нашей страсти, который ведет не к вразумлению ребенка, а его ожесточению, т.к. дети прекрасно чувствуют состояние нашей души.
 
Ксения17.06.10 21:45

Спасибо admin.
 
донор02.07.10 00:05

Я надеюсь, ни В.Легойда, ни уважаемый admin не будут возражать, если своих детей я буду воспитывать в ключе своей веры. Атеистами.
 
Юлик06.08.10 19:37

Спасибо за такую замечательную, глубокую статью. Просто иногда становится настолько странно от моды, или необходимости нашего времени: передавать ребенка практически с рождения из Богом установленного для него места - семьи - педагогической машине... Странно непонимание и жалость окружающих: женщина в расцвете лет, отдающая себя ребенку, а не офису... Странна пустая целыми днями детская площадка, а рядом, в вольерчике 50 на 50 м. множество ребятишек от 1,5 годиков и старше... А может, это я странная, а все это норма?
 
Гость05.04.14 15:15

Fell out of bed feeling down. This has brintheged my day!
 


Ваш комментарий к статье "Владимир Легойда: Совершенно неправильные мысли о воспитании детей"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи