Статьи -> Семья -> Ирина Лукьянова: Возлюби оболтуса своего |
|
|
|
|
Средняя оценка: (Всего голосов:5 Суммарный балл: 9) | Ирина Лукьянова: Возлюби оболтуса своего |
|
Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. На курсах черная униформа, жесткий график с 8 до 8 шесть раз в неделю и выговоры за опоздание. Повышение квалификации состоит в том, чтобы, допустим, стоять на руках, копировать китайские иероглифы, заучивать наизусть статьи Большой Советской Энциклопедии и вручную подсчитывать в них число знаков. Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу. Продолжительность курсов , допустим, год. Вас предупреждают: отныне это основное содержание вашей жизни.
Довольно скоро вы обнаруживаете, что о любом вашем неуспехе сообщают домой. Дети отказываются с вами общаться, потому что вы их позорите: у других родители как родители, все знают и успевают даже вечером с детьми поиграть, а вы – просто отстой. Родители кричат «в кого ты у нас такой/такая?» и предлагают с вами дополнительно позаниматься стоянием на руках. Муж (или жена) каждый вечер устраивает разбор полетов на курсах и не позволяет сесть к компьютеру, посмотреть телевизор или лечь спать, пока вы не оттарабаните близко к тексту статью «Диагональные и радиально-осевые гидротурбины», а еще лучше – и следующую, «Диаграмма Герцшпрунга – Ресселла для звезд». Дня рожденья не будет, потому что вы заучили 8 статей, а надо было 40: не заслужили. Подарков на Новый Год тоже не будет, потому что куда с такими успехами – еще и подарки, и кто кричал позавчера «Достали вы меня все с этими курсами?». На выходных вы совершенствуете навыки копирования иероглифов, а вместо отпуска судорожно досчитываете знаки в статьях «Дивертикулы – Дизентерийная амеба». Умалчиваю уже о том, как преподаватель стояния на руках комментирует ваши стойки – и что говорят другие курсанты в раздевалке про ваш внешний вид.
Вопрос в том, сколько вы протянете на этих курсах и чем кончится это обучение.
Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней. Дети категорически не понимают, почему все это объявляется основным содержанием их жизни на далекую многолетнюю перспективу. И, хуже того, почему вся остальная их жизнь, - домашняя, дворовая, каникулярная, летняя, выходная – оказывается в беспросветной зависимости от их успехов в школе.
А ведь в их жизни довольно много другого содержания. Они учатся понимать мир предметов, явлений и людей на собственном опыте – через то, что слышат, видят, ощущают. В этом мире полно цвета, запаха и захватывающих ощущений. Они пытаются определить свое положение в пространстве, времени, семье, микросоциуме; они отрабатывают нужные им навыки повторением в играх, прыжках, беготне, лазаньи. В их жизни много эмоций, от самого бешеного счастья и заливистого смеха («признак дурачины», естественно) до глубокого отчаяния и бессильной ярости, и они сейчас как раз учатся со всем этим справляться. Все это глубокое и важное содержание, однако, кажется взрослым совершенно не заслуживающим внимания: занялись бы лучше дивертикулами и дизентерийными амебами.
Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам. Это совсем не повод подчинять им всю семейную жизнь. Лишать подарков и праздников, каникул и вечернего свободного времени – и, хуже того, лишать ребенка мира в семье, родительской любви и безопасного дома.
Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус, - и хорошо еще, если обойдется без рукоприкладства.
Даже если человек катастрофически неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда все плохо и ничего не получается.
И это, мне кажется, то единственно важное, о чем родителям на самом деле надо помнить не только в начале учебного года, но и на всем его протяжении, и в конце. Включая, разумеется, особо опасные моменты промежуточной и итоговой аттестации, когда особенно хочется забыть, что ты мама или папа, и взять на себя совсем другие функции: взвешивать на весах и признавать слишком легким, отделять свое козлище от чужих агнцев, устраивать Страшный Суд вручную и обеспечивать плач и скрежет зубовный на все каникулы…
А вообще-то – с началом учебного года! Терпения всем и любви на ближайшие девять месяцев.
Фома |
| |
| |
05.09.12 10:09 by admin |
marjana | 05.09.12 11:41 |
Спасибо за статью!!!! | | ReAlex | 05.09.12 11:50 |
>Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней.>
По автору выходит, что все дети сплошь раздолбаи и кретины)) Конечно же, современная система школьного образования далека от совершенства. Школьников часто пичкают чем угодно но не тем что впоследствии сформирует социально-зрелую личность.
| | Гость | 05.09.12 11:56 |
Оно-то так...с одной стороны. А с другой стороны, если спустить успеваемость в школе на тормозах, скажем, у лентяя. Не заставлять, не настаивать... какую работу сможет он найти после ПТУ? Сам же потом будет упрекать родителей, что вовремя не заставили взяться за ум. Думаю, работу взрослого и школу сравнивать не корректно. Конечно, если у родителей есть деньги на оплату нормального ВУЗа, есть связи при устройстве на нормальную работу...то в школе можно и дурака валять. А если денег нет? Тогда вся надежда на знания и аттестат. А как получить знания без труда и упорства? Я не знаю. | | Гость | 05.09.12 12:40 |
Я знаю много троечников, которые сейчас преуспевают. И консерваториев не кончали. Одна, например, держит секонд-хэнд. Довольно прибыльно.
| | ReAlex | 05.09.12 12:51 |
>Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам.>
Но у школьника нет другой жизни, это сейчас самая важная сфера для него. | | Гость | 05.09.12 13:03 |
Короче, все мы были школьниками. И не умерли. Ура! | | Гость | 05.09.12 14:20 |
Гость, а я знаю много троечников, которые трудятся на неквалифицированном низкооплачиваемом тяжелом физическом труде. И что с того?? Хороший аттестат не дает 100% шансы, но повышает их. Так зачем из-за лени от него отказываться? | | Гость | 05.09.12 14:48 |
Гость!! А я знаю отличников, которых задолбали учёбой и уничтожили в них способность отстаивать собственное мнение и вообще его иметь. Они сейчас на низкооплачиваемом умственном труде.И жизненный тонус ниже нуля, а двоечник-сосед таксистом работает - здравствует и процветает. Может - просто ребёнок не ленится, а конкретно не нравится ему алгебра, просто категорически, а может - музыка ему нравится и это будущий Моцарт? | | ReAlex | 05.09.12 14:51 |
>Может - просто ребёнок не ленится, а конкретно не нравится ему алгебра, просто категорически, а может - музыка ему нравится и это будущий Моцарт?>
Школа и должна помочь ребёнку выявить его наклонности, индивидуально развивать их.
| | Гость | 05.09.12 15:04 |
Отличить лентяя от неспособного и должны родители. Конечно, должна и школа, но это было раньше, теперь со школы "взятки гладки". А вообще-то, сейчас в образовании (речь ведь о нем) все решают в первую очередь деньги. Есть деньги - будет образование, и не только украинское, а и в Европу отправляют детей учиться. Потом и работа нормальная, а не таксистом. Я не считаю, что таксист - это хорошая работа для мужчины. Разве что, как подработка в свободное время. А если денег нет...да еще и в школе балду гонял, на что надеяться? Исключения, конечно, есть. Наверно есть на свете бывшие неуспевающие в школе, которые без мат. поддержки родителей вышли в люди. Только что-то я таких сразу и не вспомню среди знакомых. Разве что, действительно, таксисты, бывшие двоечники. Да девчонки-троечницы, швеи. Зарабатывают и неплохо, но работа эта адская. А все остальные, кто пристроен в жизни - или деньги родителей помогли, или свои знания. Или и то, и другое, что идеально | | Гость | 06.09.12 10:21 |
Спасибо за статью! Школа дисциплинирует, расширяет кругозор, круг общения. Вот только система оценивания давно устарела и пр... Я за школу - мой старший бежит туда аж спотыкается))) я за реформы в школе - моя младшая не понимает почему она должна и у нее нет выбора((( | | Ната | 20.11.12 11:37 |
Спасибо автору. Еще 2 темы для размышлений : 1) можно ли рассматривать учебу в школе как разновидность принудительного труда...2) если привлечь детей к "принятию решений о своей жизни", как это рекомендуют в методичках по правам ребенка, то 40-50 % детей примут решение не посещать школу, по крайней мере в существующем объеме и варианте. | | Гость | 06.04.14 16:31 |
Shiver me timbers, them's some great inoramotifn. | |
Ваш комментарий к статье "Ирина Лукьянова: Возлюби оболтуса своего" |
| Оформление текста:
[b]Жирный[/b]
[i]Курсив[/i]
[u]Подчёркнутый[/u] |
Все категории :: Последние статьи
| |
|
|
|
|