Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Катюша Шевчук. Великій збір на операцію на глазіку.
* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Семья -> Медведева И. Я., Шишова Т. Л.: Страсти-мордасти и манная каша
Статьи >> Семья >> Медведева И. Я., Шишова Т. Л.: Страсти-мордасти и манная каша
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Медведева И. Я., Шишова Т. Л.: Страсти-мордасти и манная каша

 



Одно из самых распространенных заблуждений выглядит следующим образом: если что-то плохо, надо сделать наоборот – и будет хорошо. Так уж человек устроен, что для него естественней всего оперировать антитезами, противопоставлениями: добро – зло, белое – черное, свет – тьма, правда – ложь. Это, конечно, правильно. Свет противостоит тьме, а правда – лжи. Но, пользуясь инерцией противопоставления, легко совершить подмену. Делается это просто. Сначала нечто объявляется злом. Потом это доказывается – убедительно, с опорой на примеры, авторитеты, собственный опыт. А когда, наконец, сформировано соответствующее негативное отношение к тому, что обозначили как зло, остается только вместо истинной антитезы подставить мнимую. Причем на сей раз даже не обязательно утруждать себя серьезными доказательствами, ибо включается психологический механизм, заранее настроенный на антитезную пару, и многие, уже не рассуждая, автоматически принимают предложенный вариант.

В последние годы такое встречается, увы, слишком часто. Вот, к примеру, режим, при котором мы жили 70 лет, был обозначен как "большевистская диктатура" и, соответственно, назван злом. Для того чтобы убедить в этом целую страну, из бесчисленного множества признаков старательно отбирались признаки зла (которые, безусловно, были... как, впрочем, и признаки добра, но о последних предпочитали умалчивать), компоновались, обильно иллюстрировались и т. п. Наконец негативный образ был сформирован: большевистская диктатура – зло. И тогда на место добра был поставлен... рынок. И все это подхватили. И тут же появились яростные апологеты рыночного "добра". По восторженному выражению модного в то время публициста – "рыночники Божьей милостью". И вслед за ними множество людей стали связывать рынок со свободой и демократией, как будто никогда и не слыхали ни о Пиночете, ни о диктаторских режимах в Гватемале, Парагвае, Уругвае, Аргентине и других странах, где рынок прекрасно уживался с самой жестокой диктатурой.

По этой же схеме были скоропалительно пересмотрены и многие другие аспекты нашей жизни, в том числе педагогические. Не остался в стороне и такой важный вопрос: нужно ли детям знать правду о жизни? Антитезная пара выглядела следующим образом: при большевиках детей кормили "манной кашей сладкой лжи", и это было зло, потому что подрастающее поколение не готовили к реальной жизни. Следовательно, добром будет говорение всей правды. Под всей правдой при этом подразумевалось (внимание: подмена!) то, что Горький называл "свинцовыми мерзостями жизни". И "свинцовые мерзости" хлынули бурным потоком, затопив экраны, страницы, сцену. Известный авторитет в области педагогики, восхищаясь романом Анатолия Кима, в котором уголовники изнасиловали и до смерти замучили одного зека, страстно призывал родителей включить этот роман в круг семейного чтения и для пущей убедительности сообщил, что он уже провел со своими детьми несколько коллективных читок.

А не менее известный кинодраматург, определявший репертуарную политику детской киностудии, в качестве образцов, которые сейчас более всего необходимы детям, приводил два сценария. В одном мальчики убили своего товарища, закопали в землю и, тайком приходя на это место, прикладывали ухо к земле – а вдруг убитый все-таки дышит? ("Тут же еще и особенности детского мышления, понимаете?" – пояснял маэстро.) Во втором же сценарии главным действующим лицом была... нога. Оторванная на афганской войне и зажившая своей отдельной жизнью.

Примеры "правдивого современного искусства" можно приводить до бесконечности. Их "тьмы и тьмы и тьмы", но они вам и так отлично известны. Гораздо важнее объяснить, в чем же здесь подмена. Разве в жизни не встречаются жестокости, ужасы, зверства? Конечно, встречаются. Как, впрочем, и любовь, жалость, самопожертвование. В жизни вообще в с ё встречается. И все – правда. Все, а не малая часть, которую в народе быстро и очень метко окрестили "чернухой". А выдавать чернуху за самую главную правду о жизни есть самая настоящая ложь! Раньше лгали, что все прекрасно, теперь лгут, что все ужасно. Вот она, истинная пара. Не ложь – правда, а ложь "коммунистическая" – ложь "демократическая". По сути дела, никакого противопоставления: ложь и ложь.

И снова нас подстерегает ловушка. Хочется пылко воскликнуть, любая ложь неприемлема – что та, что эта! Ребенок должен знать правду! Но тогда детям нельзя читать сказки. Ведь, строго говоря, там тоже все ложь.

Кстати, однажды мы столкнулись с таким яростным борцом за правду. Это был чиновник Министерства культуры. Гладкий, холеный, явно не познакомившийся в детстве с "суровой правдой жизни", он учил нас уму-разуму: "Милые мои, ну сколько же мы будем кормить детей этими красивыми сказочками? Этими Золушками и Белоснежками? Маловато потрясений, друзья! Жестче надо писать. Достоверней и жестче". – Его пухлые детские щеки даже втягивались на слове "жестче". "Когда же, наконец, появятся детские драматурги, которые будут писать нам сказки с плохим концом? Герои должны гибнуть, а зло – торжествовать! Пусть будет как в жизни.Жизнь, милые мои, – это вам не сопли с сахаром..."

И, мечтательно улыбнувшись, добавил: "Эх, если бы нашелся режиссер, который бы смог воплотить мой замысел... Представьте себе: кукольный театр, на сцене – пьеса. Ну, такая... настоящая, без сю-сю... И вот, в самый напряженный момент, скажем, в момент убийства или, там, изнасилования... из сиденья вылезает иголка и впивается прямо в задницу зрителя! Чтоб уж проняло!.. А?.. Правда, гениально?" (Авторская ремарка: кукольные театры, которые курировал этот любитель потрясений, посещаются в основном детьми дошкольного и младшего школьного возраста.)

Честное слово, мы ничего не выдумали! Разве что немного сократили монолог чиновника. Другое дело, что его программа еще не полностью реализована. Не сконструировали ни в одном кукольном театре кресла с выскакивающими в нужный момент иголками. Зато с потрясениями все в порядке, и вряд ли кто-то может пожаловаться, что их "маловато". Проще всего подойти к киноафише. "Киборг-убийца", "Маньяк-убийца", "Поцелуй убийцы", "В постели с убийцей". Ну, это для подростков, прогуливающих школу. Детей помладше, не волнуйтесь, тоже не обделили. И они не остались в стороне от "правды жизни". Ни тебе застойного Чебурашки с Крокодилом Геной, ни предзастойных экранизаций Бажова и Мамина-Сибиряка (разве что иногда по ТВ). А вот столь привычные нам недавно программы мультипликационных фильмов, на которые можно было торжественно водить детей в кино по выходным, бесследно канули в прошлое...

Но, с другой стороны, детей ведь не лишили зрелищ! В том числе и мультиков. Ну, подумаешь! – были советские, а теперь американские. Был Чебурашка, а теперь черепашки! И тоже приключения, и тоже сказочные. И даже хорошо кончаются... Но эта идентичность чисто формальная.

А что, если мы сравним случайно зарифмовавшихся героев двух сказок, и не только "хороших", но и злодеев? И вообще некую картину мира в этих мультфильмах. Главные свойства Чебурашки – это наивность, милота, обезоруживающее обаяние ребенка. Черепашек-ниндзя при всем желании наивными, милыми детьми назвать трудновато. Это, в сущности, "крутые парни", которые чуть что, не задумываясь, молотят своих противников направо и налево, скорее напоминая молодежную банду, чем маленьких детей. В борьбе со злом, без которого не обходится ни одна сказка, Чебурашка вместе с закадычным другом Крокодилом Геной изобретает разные хитрости, думает, шевелит мозгами, но не избивает и, разумеется, не убивает старуху Шапокляк. Черепашкам, конечно, тоже приходится решать вопросы военной стратегии, но определяет все физическая сила, физическая схватка со Злом. Кровь льется рекой, трупы навалены штабелями. Зло уничтожают буквально. (Правда, к Карабасу-Барабасу в "Золотом ключике" тоже были применены физические методы воздействия, но ему всего-то на-всегo, отрезали приклеившуюся к дереву бороду и оставили беднягу сидеть под дождем в луже!)

Да и представители зла в "Чебурашке" и "Черепашках" существенно разнятся. Проворная, смешная Шапокляк со своей крысой Ларисой пакостит по мелочам. Никакой кровью, никаким насилием ее проделки не пахнут. Она, как в песне Высоцкого, "по-своему несчастная", а потому к ней можно найти подход. Что, между прочим, и делают в финале герои, осчастливив ее дружбой. (Ох, маловато потрясений!) Закованный в сталь Шредер ужасен. Это некое Абсолютное Зло, к которому нельзя найти никакого подхода, кроме "радикального". Он готов уничтожить весь мир со всеми его обитателями.

Ну и, наконец, о главном – о картине мира. Мир, в котором обитают Чебурашка и Крокодил Гена, в целом светлый и дружелюбный. В нем уютно и не страшно, мир в этом мире закономерен. Зло же, напротив, единично и случайно. Оно подобно маленькому облачку, которое не может надолго затуманить небесную синеву. Мир черепашек буквально переполнен, кишит злом. Оно подстерегает повсюду и всегда. Горстка героев противостоит целым полчищам приспешников Зла. Все же остальные – статисты, пешки, а часто и жертвы. (Кстати, в другом американском мультфильме с умилительным названием "Вампиреныш" кого-то из персонажей так и звали: Жертва. От одного этого имени мурашки пробегают по спине даже у взрослого человека!)

Не правда ли, странно? В "Империи Зла", как принято было на Западе именовать Советский Союз, искусство для детей было щадящим, охраняющим хрупкую психику от непосильных впечатлений. Соблюдался некий возрастной ценз. И это было совершенно правильно! Вы, наверное, замечали, что дети от трех до шести лет часто задают вопросы типа: "Каких людей на свете больше – хороших или плохих?", "А что сильнее: добро или зло?" Также вопросы отнюдь не следует рассматривать как ординарные в общем потоке бесконечных "что?", "как?" и "почему?". Ребенок ищет ориентиры, чтобы начать строить мир в своей душе и одновременно встраивать себя в мир. Он маленький, слабый, он хочет быть с большинством. Попробуйте, руководствуясь наставлениями министерского чиновника-либерала, рассказать малышу сказку с плохим концом. Четырехлетний консерватор будет огорчен до слез. И не просто огорчен, а возмущен! Он воспримет это как личное оскорбление, ибо душу его омрачили скорбью. Когда же зло в искусстве, предназначенном для детей, тотально, когда оно "в большинстве", ребенок испытывает соблазн примкнуть к нему. И к подростковому возрасту, вдохновляемый уже не мультфильмами, а вполне натуралистическими кинозверствами (один немецкий психолог подсчитал, что в среднем дети сегодняшней Германии к шестнадцати годам видят на экране 18 тысяч убийств), может дозреть до поступков.

Творцы "чернухи" любят выдавать себя за великих педагогов и уверять публику в своих гуманнейших намерениях: дескать, демонстрируя жестокость крупным планом, мы отвращаем от нее молодежь. Но тогда авторы порнофильмов с полным правом могут утверждать, что если показывать детям половые извращения, то чистота помыслов будет гарантирована до гроба.

Ну, а если серьезно, то уже дети младшего дошкольного возраста понимают, что убивать дурно. Кто-то в ужасе кричит: "Не дави божью коровку, она живая!" Кто-то отказывается есть котлету, узнав, что она приготовлена из убитой курицы. Нормальному ребенку не нужно "из воспитательных соображений" показывать крупным планом, как курице (и уж тем более человеку!) отрезают голову. Он и так знает, что это ужасно. Не случайно очень многие дети сами себя пытаются оградить от "правды жизни": выбегают из комнаты, увидев на экране телевизора страшную сцену, плачут, закрывают руками лицо, утыкаются в плечо сидящему рядом взрослому. Тут необходимо учитывать, что ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко разделяет искусство и реальность. Он – особенно в напряженные моменты – не помнит, что это понарошку, что это артисты. Те же дети, у которых "кишки на березах" вызывают повышенный интерес и особое удовольствие, должны настораживать. У них или притуплена чувствительность, или – что, к счастью, встречается крайне редко – присутствуют скрытые садистские наклонности. То есть на самом деле вместо декларируемых гуманных целей невольно достигаются (если не преследуются сознательно) цели совсем иные: в одних детях пробуждаются низменные инстинкты по принципу "дурные примеры заразительны", в других порождаются страхи, которые иногда настолько овладевают душой ребенка, что становятся источником невроза. В своей работе с детьми-невротиками мы в последние годы сталкиваемся с новым и, как нам кажется, весьма показательным явлением. В раздаваемых нами анкетах на вопрос: "Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо" – родители стали часто указывать... мультфильмы как один из источников страхов. Кого-то, быть может, это удивит, но нам представляется вполне закономерным. Ни старуха Шапокляк, ни Карабас-Барабас, ни даже Бармалей не могут вызвать в ребенке, как выражаются психологи, "запороговых страхов". А Шредер, вампиры и привидения – могут!

Вы скажете: "Как будто у нас нет страшных сказочных злодеев! А Баба Яга с Кощеем Бессмертным? Страшно, аж жуть!" Конечно, Баба Яга пострашнее старухи Шапокляк. Но, во-первых, она тоже не является представителем Абсолютного Зла и в разных сказках ведет себя по-разному: может пугнуть, а может и помочь. Кроме того, советские режиссеры и книжные графики очень много сделали для того, чтобы юмористическим изображением уравновесить "злодейскую сущность" отечественных чудищ. Вполне вероятно, что западные дети и вампиров воспринимают юмористически. Но значит, они к такому восприятию подготовлены национальной культурой. И действительно, в европейской, а вслед за ней и в американской культуре тема вампиров разработана широко и детально. Это очень старая и непрерывно развивающаяся традиция. В нашей же культуре недаром торжественное слово "вампир" заменено, заземлено презрительным "упырь". По каким-то причинам (не будем сейчас вдаваться в подробности) этот вид нечисти не занял одного из центральных мест в нашем искусстве. Русские писатели не внесли весомого вклада в мировую вампирологию, не удостоили кровопийц своим вниманием. Их если и интересовали кровопийцы, то все больше в переносном смысле - как эксплуататоры. Гоголевский Вий, вурдалаки А. К. Толстого – это лишь редкие вкрапления, веснушки, а вовсе не лицо нашей литературы. Кстати, про Вия и вурдалаков маленьким детям не читали.

Выходит, то, что раньше ребенок получал в адаптированном традицией и искусством виде, причем небольшими порциями, теперь закачивается в него, без всякой поправки на чужеродность, лошадиными дозами! И вместо полезной для психики прививки (а в малых дозах "страшилки" полезны, недаром существует жанр детского фольклора, который так и называется) происходит отравление со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда мы работаем с ребятами школьного возраста, они по нашей просьбе рисуют нехитрую диаграмму: три круга, один обозначает класс, другой – двор, а третий – город. И раскрашивают двумя карандашами, черным и красным. Черный – это плохие люди, красный – хорошие. Каждый ребенок схематично отображает окружающий мир, руководствуясь своими представлениями о соотношении в нем добра и зла. Еще недавно даже у ярко выраженного меланхолика черный сегмент редко был больше красного. Мало того: по мере расширения заданного пространства процент черного, как правило, уменьшался. Ребенку, у которого не сложились отношения с одноклассниками, все равно казалось, что город (то есть мир) не злонамерен.

Что же мы наблюдаем теперь? Очень часто школьники ( в середине 90-х в некоторых группах таких детей было восемь из десяти!) видят город-мир в черном цвете. В лучшем случае эта последняя диаграмма напоминает арбуз с вырезом: там есть небольшой красный ломтик. И подобное восприятие мира встречается даже у тех, у кого и в классе, и во дворе все обстоит вполне благополучно!

Обилие страшного страшно еще и тем, что притупляет чувствительность. Эмоциональное отупение – своего рода защитная реакция. Причем она не специфична для детей. Их родителей тоже мало что "колышет".

Вспомните, как все общество сотрясалось в конце 1988 года, узнав об армянском землетрясении. А сегодня информация о военных действиях, военных потерях, террористических акциях стала привычной, мафиозные перестрелки на улицах российских городов тоже не новость. Кого бы сейчас особенно взволновало известие о каком-то там землетрясении?..

Чего же требовать от детей? После развороченных внутренностей и расчлененных трупов, показанных по ТВ крупным планом, почему их должна трогать мамина усталость, папина головная боль или бабушкина немощь? У крови слишком терпкий вкус, после него все кажется пресным.

Когда мы беседуем на эту тему с родителями, они часто перебивают нас растерянным вопросом: "А что мы можем сделать? Как оторвать ребенка от телевизора?"

А это уж ваша забота. Никто ведь не спрашивает, что делать, если ребенок тянется к рюмке водки, как отобрать у него пачку таблеток или крысиный яд. Просто многие не осознают степень опасности, когда речь идет о ядах, отравляющих душу.

Не только на экране, но и в жизни бывают обстоятельства, с которыми совершенно не обязательно знакомить ребенка детально. Он еще успеет, повзрослев, столкнуться с ними "нос к носу", но к тому времени он успеет и окрепнуть душевно. В первую очередь это касается смерти близких. Детям до восьми-девяти лет лучше не видеть покойников. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших бабушку или дедушку – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбища. Пусть помогает убирать могилу, сажать цветы. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка. И даже если он будет выглядеть вполне спокойным (а родителям иногда кажется, что их сын или дочь стояли у гроба и вовсе равнодушно), это скорее всего лишь внешнее выражение шока и грозит "отсроченной реакцией". Вдруг через месяц-два, казалось бы, на ровном месте, может нарушиться сон, ребенок начнет просыпаться в мокрой постели, часто кривить лицо, плакать из-за каждого пустяка...

"Вы противоречите сами ce6e! – упрекнет нас внимательный читатель.– Ведь только что писали о необходимости героических примеров в воспитании детей! Герои-то, между прочим, умирают... Мало сказать, умирают – погибают мученической смертью! Их расстреливают, сжигают, вешают. А от этого, если вам верить, у ребенка может родимчик случиться! Так как же одно с другим увязать?"

Вопрос, можно сказать, "на засыпку". И все же попытаемся ответить. Да, герои погибают. Но их гибель (которую в советском искусстве для детей и юношества, кстати, показывали и описывали без натуралистических подробностей!) свидетельствует, прежде всего, не о слабости и бренности человеческого тела, а о величии человеческого духа, о том, что не всё можно победить, не над всем можно надругаться. В "Колымских рассказах" Варлама Шаламова написана страшная правда о советских лагерях, и ребенок когда-нибудь ее узнает. Но прежде, чем узнать, как страх, унижение и насилие превращали человека в зверя, прежде чем узнать, как люди ели людей, он должен узнать и прочувствовать другое: как люди в нечеловеческих условиях совершали нечеловеческие усилия, чтобы вопреки всему остаться людьми. Если же с детства внушать (а искусство обладает огромной силой внушения!), что человек – всего лишь жалкая беспомощная букашка, которую можно подвергнуть самым разнообразным и изощренным мучениям, если ребенок с младенчества усвоит, что зло беспредельно (в нашу жизнь и так уже по-хозяйски вошло слово "беспредел")... Ну что ж, тогда не жалуйтесь, увидев, как ваш сын униженно лебезит перед дворовым хулиганом, а также не надейтесь, что в будущем он будет опорой для старых (вас) и малых (его детей). Чего требовать от букашки? ..

Ну и зачем же мы ополчились на американские фильмы? Там ведь и борющиеся со злом герои супермены, и непременный "хэппи-энд". Все так, да только страсти-мордасти настолько перенасыщают этот "раствор", что человек (даже взрослый, не то, что маленький!) – "выпадает в осадок". Лучше всего это выразил один пятилетний мальчик, который, оторвавшись от экрана и горько рыдая, прибежал на кухню:

–Мама, мама, там опять убивают!
– Не волнуйся, сынок, конец будет хорошим.
Малыш посмотрел на маму какими-то недетскими глазами и очень серьезно сказал: "Мамочка, я ведь могу до конца и не дожить". (Авторская ремарка: манная каша с сахаром или с вареньем – очень даже полезная для детей еда.)


(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
03.09.08 14:34 by admin


ReAlex03.09.08 16:12

Ностальгия авторов по эпохе "развитого социализьма" несколко не согласуется с официальной позицией РПЦ, призывающей убрать символы этой самой эпохи с российских городов.
 
admin03.09.08 16:48

Добрый день!

Не вижу здесь ностальгии. Вижу здесь только то, что здравого (когда бы оно ни было) следует держаться. (Ведь в статье не восхваляется сталинизм, ленинизм и прочие "измы".)
А то что именно это (о чем речь в статье) было здраво, по отношению к сегодняшнему времени - то, думаю, это подтвердит любой, чье детство прошло в СССР (я в том числе).
 
ReAlex03.09.08 17:15

>А то что именно это (о чем речь в статье) было здраво, по отношению к сегодняшнему времени - то, думаю, это подтвердит любой, чье детство прошло в СССР (я в том числе)>

Мое детство тоже прошло в СССР, и если разобраться преимуществ того времени по сравнению с нынешним не так уж много. В основном это касается уровня жизни. Да, тогда было сытней и проще жить. Но а духовная составляющая? "Троица" "Маркс-Энгельс-Ленин" и "научный коммунизм" -- вот все, во что нам было позволено верить.
 
ReAlex03.09.08 19:05

>Раньше лгали, что все прекрасно, теперь лгут, что все ужасно>

Склонность к крайностям -- вообще характерная черта русского народа. Помните, у Пушкина: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"
 
admin03.09.08 19:38

/если разобраться преимуществ того времени по сравнению с нынешним не так уж много. В основном это касается уровня жизни/

Насчет этого я спорить не буду. И о духовной составляющей тоже.
Но ведь разговор в статье совсем о другом, а о нравственной производной в человеке (и средствах её развития в ребенке). Если Вы жили при СССР то даже элементарные вещи, типа уступить место старику в транспорте, помочь другу (человек-человеку друг, товарищ и брат), отношения к женщине и матери и т.д. было просто несоизмеримо выше, чем сейчас (в своем большинстве). Сейчас это почти что дикость. А тогда сегодняшнее отношение было бы дикостью.
А откуда это ?
Это и есть плоды вливания помоев из-за океана в души наших детей и молодежи .
Недавно читал одну статью японца, где он жалуется, что нравственность, самопожертвованость, местные традиции - в стране Восходящего Солнца почти также разрушены. Сплошь и рядом из человека вылепили какого-то монстра потребления с куриными мозгами. Американизм подростков - он признавал почти смертельной бедой для нации.
Ещё в 1959 году старец игумен Никон Воробьев писал своим духовным детям (недословно, по памяти):
"Натанет скоро время, когда откроют границы и вся грязь, все безумие, вся безнравственность и все пороки хлынут на нашу бедную землю и её людей. Мне вас очень жалко "
И это говорил тот, кто от советской власти натерпелся всего, что только возможно - и лагерей, и ссылок и сталинских и хрущевских гонений.
Почему же так ?
Мне тяжело судить, как человеку малодуховному. Но думаю ещё та Россия помнила себя полстолетия назад. Она ещё жила молитвами и нравственностью своих отцов и дедов. Это не так просто и скоро вытравливается из человека. Нужно время и средства, чтобы опустить человека до скотоподобия (хоть он и удобопреклонен ко греху).
Сейчас средств - тьма! Не мне Вам говорить о них и их силе воздействия на человека (СМИ, реклама, кино, игры, интернет). Такового ещё лет 30 назад просто не было возможным. Все ориентировано на раздувание пожара похоти и гордыни в человеке. Все на этом делают огромные деньги. Вся индустрия подчинена этому.
Человек слаб... он падает и падает. И не может выбраться из этого заколдованного круга ибо давление на уши, глаза, разум и тело - невиданое.
А начинается это все с "безобидных" детских мультиков...
 
С.В.Д.03.09.08 20:27

Не надо противопоставлять религию и идеологию (например коммунистическую) и то и другое плохо в крайностях, но у идеологии есть шанс остаться не навязчивой -у религии такого шанса нет.
Касательно хорошего в эпоху "совка" - нельзя отрицать того, что уровень образования, а главное образованности советских людей был гораздо выше. Этому способствовало много факторов, например доступность и обязательность (за этим следило государство с его силовыми структурами) среднего образования, его уровень, одинаковые стандарты для всех.
Да был дефицит информации- увы и-нета не было &#61514;
Да была цензура, но не только политическая, на экраны, в книги, в газеты не пропускали «чернухи», особенно в детские и подростковые книги. Были перегибы – продвижение образа Павлика Морозова, например, но вместе с тем, кто из нынешнего поколения помнит сегодня других пионеров-героев, которые совершали подвиги не в подворотне, грабя сверстников, а на настоящей войне? Идеология пионеров насильно вносимая в сознание детей, несла вполне нормальные идеалы: верность, честь, отвагу, честность, самопожертвование и т.д. Не думаю, что это противоречит тем же христианским заповедям. Сейчас, предоставив молодому поколению свободу в выборе идеалов, мы сталкиваемся с тем, что часть молодежи вовсе не стремится быть честными и хорошими и не смотря даже на некоторую «модность» религии церкви не ломятся от молодых прихожан. Зачем им(молодым)? Ведь настоящее служение это преодоление себя, а тут даже в школу ходить « влом». А главное и страшное они видят альтернативу – на экранах телевизора на страницах популярных журналов: «супергерои» умеющие и не боящиеся убивать, не мучающиеся кошмарами после предательства, получают удовольствие от наркотиков и при этом пользующиеся уважением и почетом в их благополучном обществе.
С другой стороны – школа стала не навязчивой и, как бы, необязательной – на второй год не оставят, родителям на работу о пьющем и прогуливающем ребенке не напишут… Свобода?... Или равнодушие, полное безразличие страны к своим детям?
Это не ностальгия, это просто сравнение. Безусловно было много плохого, но не стоило наверное все рушить не имея даже проекта для нового «строительства»

С уважением
С.В.Д.
 
Гость03.09.08 21:46

Поменялась эпоха, вместе с ней поменялись и нравственные и духовные ценности. Так ведь это происходит почти всегда при смене власти, режима и т.д. Ведь после революции 17 года тоже поменялись ценности. Скажите, почему, религиозные, забитые, чтящие патриархальность, мужики, стали с легкой душой сбрасывать колокола, убивать господ, священников. Почему так легко прижился лозунг :"Религия - опиум для народа" в верующей стране.
 
Гость03.09.08 22:04

Плохо жить в эпоху перемен
 
Гость03.09.08 22:13

Религия действительно выполняла роль опиума в то время одурманивая и утихомиривая народ, и была довольно эфективным инструментом власти. восстав против не состоятельной власти народ стремилсяуничтожить все ее инструменты.
Но ошибочно связывать нарвственность и религию, одно не отрицает другого, но и никак не зависит. т.е отсутствие у человека религиозных убеждений не означает его безнравственность
 
ReAlex04.09.08 00:24

Неплохая статья на тему Россия -- Запад
www.lebed.com/2000/art2235.htm
 
admin04.09.08 08:27

Одурманивать народ может только Иоан.2:16 "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", а никак не религия.
Почему интелигенция пошла на царя ?
Все просто. Интелигенция в то время на 99% была неверующей в Бога.
В воспоминаниях митр. Вениамина (Федченкова) "О вере, неверии и сомнении"
он описывает, что был потрясен, когда в Московской Духовной Академии из верующих он встретил только одного старенького профессора.
Революция - неизбежная расплата за это.
 
admin04.09.08 08:44

Прошу прощения - книга называлась
РОССИЯ МЕЖДУ ВЕРОЙ И БЕЗВЕРИЕМ

www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=697

Очень рекомендую всем прочесть, как утверждающим про "народ - богоносец", так и для скептиков.
В этой книге истиная картина той страны, т.к. митр. Вениамин - был в самой гуще событий (например был духовником Белой Армии, достаточно близко знал Царя, Распутина и т.д.)
 
Гость04.09.08 08:51

Умные и образованные люди всегда критично относились к религии. А вот для не грамотных крестьян религиозные догмыбыли непрерикаемы и разобраться когда с помощью религии власть имущие решали вопросы управления они не могли в этом и заключалась одурманивающая роль религии. И сейчас наш славный "гарант " и прочие властьимущие активно заигрывают с церковью, пытаясь внести в сознание простых людей, что они - "Власть от Бога".Не честный PR, но представители духовенства активно им подыгрывают, видать их правилььно мотивировали.
 
admin04.09.08 09:17

"Умные и образованные люди всегда критично относились к религии" - это Ваша личная выдумка, не имеющая под собой никаких исторических оснований. Могу перечислить десяток имен знаменитых ученых, которых весьма тяжело уличить в идиотизме. Далее так вообще атеистические лозунги времен "развитого социализма".
А вот относительно того, что гос-во старается использовать Церковь для своих политических потребностей - это да, Вы правы.
Так было все времена (даже во времена гонений).
Но это не значит, что Церковь дает это делать. Церковь всегда нейтрально относится к любой власти (Богу - божье, а кесарю - кесарево).
 
admin04.09.08 09:37

Вот официальный документ об отношении Церкви к политике внутри гос-ва
orthodox.org.ua/ru/node/2490
 
ReAlex04.09.08 09:49

>Умные и образованные люди всегда критично относились к религии>

Советский период истории России наложил отпечаток на отношение народа к Церкви не только ведь атеистической пропагандой. Вынужденное сотрудничество духовенства РПЦ с "органами" не могло не сказаться на доверии людей к такой важной состовляющей Православия, как тайна исповеди. И не так просто это вернуть с годами.
 
Вера04.09.08 10:55

"почему, религиозные, забитые, чтящие патриархальность, мужики, стали с легкой душой сбрасывать колокола, убивать господ, священников", это очень недалекое утверждение, т.к. революцию сделали не мужики (в смысле народ ), а кучка фанатиков руками маргиналов. Вы наверное историю изучали только в школе и в советское время. Сейчас мы имеем приблизительно такое же общество, как и в 17. А именно : маргинализация населения, почти полное отсутствие прослойки людей думающих, интелигентных (в 17 их влияние на общество было ослабленно неудачами России в Первой мировой войне) и полное безразличие народа ко всему происходящему вокруг.
 
Гость04.09.08 11:18

"Умные и образованные люди всегда критично относились к религии" - это Ваша личная выдумка, не имеющая под собой никаких исторических оснований.

Все просто. Интелигенция в то время на 99% была неверующей в Бога." это две цитаты из Ваших ответов. 99% и отдельные личности это разные вещи.

"А вот относительно того, что гос-во старается использовать Церковь для своих политических потребностей - это да, Вы правы.
Так было все времена (даже во времена гонений).
Но это не значит, что Церковь дает это делать. Церковь всегда нейтрально относится к любой власти (Богу - божье, а кесарю - кесарево)."
Особенно хорошо это иллюстрируют рекламные доски с фото "сладкой парочки" - гаранта и патриарха

"Советский период истории России наложил отпечаток на отношение народа к Церкви не только ведь атеистической пропагандой. Вынужденное сотрудничество духовенства РПЦ с "органами" не могло не сказаться на доверии людей к такой важной состовляющей Православия, как тайна исповеди. И не так просто это вернуть с годами." - увы со времен "СЛОВА И ДЕЛА" , а может и раньше, церковь сотрудничает с силовыми ведомствами. Это и тайный приказ и царская охранка, глупо было бы большевикам не использовать такой эфективный инструмент





 
admin04.09.08 11:27

>>Все просто. Интелигенция в то время на 99% была неверующей в Бога." это две цитаты из Ваших ответов. 99% и отдельные личности это разные вещи.>>

Да, так я и имел ввиду, что её неверием и был определен большевистский переворот.

Хотя, чему удивляться.
Лук.18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Безумию (неверию) человеческому суждено только увеличиваться.
"Рече безумец в сердце своем несть Бог" (Псалтырь)
 
Гость04.09.08 11:31

"Если веришь то веришь не зная. Если знаешь , то знаешь не веря"
С увеличением общего багажа знаний, места дляверы остаетсявсе меньше.
 
Гость04.09.08 11:37

>С увеличением общего багажа знаний, места дляверы остаетсявсе меньше>

Одно другому не противоречит. Вера -- потребность души, наука -- деятельность ума. Всему находится место в человеке.
 
Гость04.09.08 11:44

Наличие души весьма спорный вопрос для не верующего человека. т.е.пока он не уверует - души нет, а что б уверовать нужна душа. Замкнутый круг :-)
 
admin04.09.08 11:52

"Если веришь то веришь не зная. Если знаешь , то знаешь не веря" -

Красивая игра слов, в которой есть некий смысл, но далеко не всегда.
"Чем более я знаю, тем больше понимаю, что не знаю ничего." (По-моему, Сократ, недословно)
Как раз наоборот, обширные знания часто дают человеку почву для укрепления веры - понятия, что весь микро, макро, земные и небесные миры просто вопиют о существовании Бога.
Величайшая глупость говорить дочери, что рисунок мелком на асфальте создался сам собою и несоизмеримо большая глупость утверждать, что все вокруг сварилось в бульоне мирового рандомайзного кипения. Уж разумный то человек - этого точно утверждать не будет.
В лучшем случае, он скажет, что ему это неинтересно или его это мало волнует. Если он конечно разумен

Евр.11:1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Неверие, в Православии рассматривается как обычная бесовская страсть, управляющая человеком - вызванная гордыней и самоуверенностью.
Я думаю, что непосредственной связи со знанием (эрудицией или настоящим знанием ?) здесь нет.
Просто люди науки, искусства в отличии от "простых" людей более подвержены зацепке за свой "творимый мирок", который сообственно и живит гордыньку.
 
Гость04.09.08 12:06

Не хочу начинать новый виток теологических споров. К статье они прямого отношения не имеют.
А вообще статья хорошая и дельная культурый и духовный кризис подрастающего поколения это страшно. И нам еще огого как аукнется наша пасивность и равнодушие в этом вопросе.
 
admin04.09.08 12:10

Аминь.

И правда аукнется. Вернее уже того...
 
ReAlex05.09.08 11:24

>Не остался в стороне и такой важный вопрос: нужно ли детям знать правду о жизни?>

Прежде чем ставить такой вопрос, нужно для начала уяснить, а что такое правда о жизни? Например, для верующего человека правда о жизни содержится в Богооткровенных Писаниях. У остальных сугубо индивидуальные представления о жизни.
 
admin05.09.08 11:44

Я думаю, что здесь (судя по тексту далее) идет разговор о "правде жизни" , т.е. вопрос таков:
Нужно ли ребенка "фильтровать" от проявлений зла в литературе, кино, СМИ и проч. ?
 
ReAlex05.09.08 17:24

С раннего детства ребенку нужно прививать вкус к духовной жизни, развивать своеобразный морально-нравственный иммунитет. Человеку легко отказаться от всего низкопробного, если ему предложить нечто лучшее. Одними запретами делу воспитания здравого подростающего поколения не поможеш.
 
admin05.09.08 21:34

Согласен. И то делай и другого не оставляй.
 
Ирина05.09.08 23:52

"Это и есть плоды вливания помоев из-за океана в души наших детей и молодежи ."
Я согласна с предыдущим коментарием и считаю, что помоев вольётся ровно столько сколько Вы сами этого позволяете. И таких помоев больше внутри Вашей страны. Я живу в Штатах и здесь такого разгула порнографии в разнообразных сферах массовой информации нет. Мне на работе стыдно открыть по интернету страницу практически любой известной и консервативной в прошлом газеты. Постоянно появляются голые девицы. Здесь всё очень чётко разделено. Помои видно из далека. Не ходи в помойные развлекательные места, заблокируй помойные каналы кабельного, поселись не в помойном районе и всё нет проблем. Дело не в других странах. А в степени заброшенности детей. Родители не учавствуют достаточно в жизни детей. Если папа только и озабочен, что хлеб насущный добывать, а мама смотрит глупые сериалы (отечественные между прочим) и занята только своим гардеробом и внешностью, откуда взяться нормальному мировоззрению у ребёнка?Когда образуется вакуум, вот тогда и всяким помоям место найдётся.
"Недавно читал одну статью японца, где он жалуется, что нравственность, самопожертвованость, местные традиции - в стране Восходящего Солнца почти также разрушены. Сплошь и рядом из человека вылепили какого-то монстра потребления с куриными мозгами. Американизм подростков - он признавал почти смертельной бедой для нации."

В Америке например подростки не лучше и не хуже чем в других странах. Что посеешь то и пожнёшь.


 
admin06.09.08 13:30

Конечно же, в Америке многого такого нет (а многое просто с красивым бантиком и яркой оберткой) т.к. всё это большей частью идет на экспорт. Америке нужны рынки сбыта и глупый потребитель, заглатывающий любую чепуху. Только это поможет стране жить и процветать.
Не будете же Вы утверждать, что в СССР был разгул порнографии, разврата и проч. ?
Откуда же оно взялось ?
В какой стране прошла сексуальная революция 60-х, 70-х ?
Не Голливуд ли плодить мегатонны отменной дури, которая даже фильмами не называется, а "ужастник", "триллер", "детектив", "экшн" и прочую сериальную жвачку ?
А поп, рок, рэп-музыка ? Это чье изобретение ?
А "демократия на экспорт" ? У вас ещё нет демократии, - тогда мы к вам идем.
А целые индустрии развлечений ?
А реализованая идея эволюционной гонки (аля дарвинизм в развитии кап. отношений.) - лузеры и успешные ?
А идея, что человек создан для развлечений ?
Мозги не должны думать, человек как собачка должен жевать поп-корн и тратить деньги на развлечение. Таким человеком очень легко и хорошо управлять. Это мечта любого правительства и бизнеса.
Все это - плоды развитого капитализма и рождены именно в США, её идеологами.

(Я не хочу спорить о том, где плохо или хорошо. Это в конце концов - не важно. На земле всему этому - суждено быть рано или поздно. Господь говорил, что когда прийдет - найдет ли веру на земле ? Человек разрушает свою душу, насыщая её всякой отравой, вместо Бога. И хорошо, если родителям удасться оградить хоть немного своего ребенка от этого разгула "похоти очей, похоти телес и гордости житейской"
Украинский ребенок - смотрит американские фильмы и мультфильмы, играет в американские игры. И это факт. Также факт - решительное падение нравственности и норм поведения. И именно родители должны ограждать свое чадо от вливания прививки душевного разврата. Иначе потом будет поздно.
 
ReAlex06.09.08 14:21

>Человек разрушает свою душу, насыщая её всякой отравой, вместо Бога. И хорошо, если родителям удасться оградить хоть немного своего ребенка от этого разгула "похоти очей, похоти телес и гордости житейской">

Уважая мнение админа, я все же выскажусь не за ограждение а за вытиснение. Отраву "тлетворного влияния Запада" (по большей части мнимого) нужно же чем то заменить в сознании ребёнка? Иначе там так и останется нечто "вместо Бога".
 


Ваш комментарий к статье "Медведева И. Я., Шишова Т. Л.: Страсти-мордасти и манная каша"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи