Человек сложен, в нем есть много внутренних дистанций. Например, одна из них связана с началом учебного года. Что пролегает между двумя точками: радостью первоклашки, который с гладиолусами и гремящим ранцем идет на первую линейку в День знаний, и тоской пятиклассника, когда он темным зимним утром бредет на контрольную по математике, и мечтает, чтобы школа сгорела? Эта дистанция встает тенью в памяти, когда на скучный классный час врывается рыжий растрепанный парнишка, который, зажмурившись, шумно вдыхает воздух и на выдохе кричит: «Пожар! Школа горит!» И весь класс срывается с мест в едином восторге: «Ура-а-а!» Школа горит в ответы на сотни детских молитв.
Школа залезает в нас настолько глубоко, что никто не может освободиться от нее посредством чего-то иного. Этому пример популярность социальных сетей «Одноклассники» - она занимает четвертое место в Рунете. Что ищет человек от встречи с теми, кого он не видел десятилетия? Чем связывает нас школа?
Школа призвана воспроизводить необходимых для промышленности людей. Целью и эквивалентом успеха общества потребления являются деньги. Чтобы получить деньги (Д), нужна хорошо оплачиваемая работа (Р), чтобы получить работу нужно образование (О), чтобы получить достойное образование нужно вложить деньги (Д).
Формула нынешнего образования как отрасли промышленности выглядит так:
Д-О-Р-Д
Деньги - для образования - для работы - для денег.
Схема проста, с денег все начинается, деньгами и заканчивается. Деньги воспроизводят себя в системе образования. Возникает целая индустрия знаний, или даже новая мировая религия, которая утверждает, что образование - это то, что с помощью манипулирования вашими знаниями может привести вас к успеху. Школа становится фабрикой знаний, приносящей до 600 процентов прибыли, она рентабельнее банковской системы и СМИ.
Пушкин обронил как-то: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», и здесь не сетование на неряшливость и несистематичность нашего образования, а на тот непреложный факт, что настоящее учение не требует никакого преподавания и не может быть запланировано. Учение может быть только личной деятельностью, а знание не может быть товаром. А если знание в обществе - товар, и оно гарантирует ученику будущую зарплату, то педагогам останется зомбировать своих учеников, чтобы лучше преподавать, и ученики будут самостоятельно зомбироваться, чтобы получить облегчение от давления учителей и гонки за дипломами. В таком обществе учительскую функцию, как функцию эксплуатации других в процессе обучения, будет присваивать все большее количество бюрократов: военные, милиция, госчиновники будут выдавать свои профессии за педагогические. В вышколенном обществе найдут объяснение и развязывание войны и гражданские репрессии.
Развивая сегодняшнюю школу, стоит освобождаться от веры в то, что человек может делать то, что не может делать даже Бог, а именно манипулировать другими людьми ради их собственного спасения.
Если раньше детей рожали и растили, то теперь система взросления строится по формуле «вырастили и выучили». Учение ложится тяжелей ношей на все общество.
В детстве мы смущенно смотрим на одноклассников первого сентября, потому что между нами уже встало лето каникул, лето нашего личного опыта вне школы. И мы еще с большим смущением встречаемся с ними через десять-пятнадцать лет, или натыкаемся на их аккаунт в социальных сетях «Одноклассники», потому что между нашей общей жизнью в школе встает реальные человеческий опыт, в котором мы взрастаем и формируемся. И именно это смущение показывает зазор между теми знаниями, которые дает нам школа, и знаниями, которые дает нам жизнь. Этот зазор может быть легко понят простым вопросом, а сможет ли сегодняшний выпускник школы применить свои знания на практике? Сможет ли сам сварить мыло (химия), ориентироваться по звездам (астрономия), починить электропроводку (физика), найти в лесу полезные растения (биология)…? День знаний – это не только начало учебного года, это день, когда имеет смысл подумать об увлечениях наших детей, их реальных навыках, их будущем. Рядом с первоклашками должен стоять человек, которому было бы интересно смотреть, как подрастает рядом маленький любопытный человек. Сегодняшняя российская школа стоит не на концепциях, а на талантливых педагогах-подвижниках. А они знают, что именно ему, ребенку, и предложено уподобиться всем нам, взрослым.
ЖЖ Мирослава |