Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.
* Ярослав Логвіненко. Потрібна допомога на ліки для печінки.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Человек и мир -> Юлия Коминко: «Гарри Поттер», «Сумерки», «Аватар» etc.: почему они нам так нравятся
Статьи >> Человек и мир >> Юлия Коминко: «Гарри Поттер», «Сумерки», «Аватар» etc.: почему они нам так нравятся
  
 

Юлия Коминко: «Гарри Поттер», «Сумерки», «Аватар» etc.: почему они нам так нравятся

 

Идея этой беседы возникла после того, как в рубрике «Вопрос священнику» на нашем сайте юная прихожанка православного храма спросила: не грех ли читать книгу, которая ей очень-очень нравится, но где главный герой — вампир, правда, выступающий в положительном качестве…

Нетрудно догадаться, о какой книге шла речь. По всему миру среди подростков приобрел огромную популярность фильм, поставленный по роману-саге в четырех частях под названием «Сумерки». Интернет пестрит восторженными откликами о первых двух частях этой ленты, и не менее восторженными ожиданиями оставшихся серий. Дети и подростки создают сайты, на которых живут «в роли» любимых персонажей, уходя из реальности в придуманный мир добрых самоотверженных вампиров, объединяющихся с оборотнями для защиты людей от опасности.

Подростки — народ увлекающийся. Но «Сумерки» не единственные в этом ряду. «…Эта картина — шедевр нашего времени! Когда фильм по настоящему западает в душу, это не описать…» «Великое. Грандиозное. Исполинское. Кино. Заберите меня на Пандору!!!» «Аватар — как много в этом звуке, для тех, кто посмотрел его!..»

«Властелин колец», «Гарри Поттер», «Матрица», «Трансформеры», «Сумерки», а теперь «Аватар» — фильм заканчивается, идут титры, а зритель остается в образах, общается мысленно с полюбившимися героями, продолжая жить в созданном видеорядом мире.

В чем секрет такой чрезвычайной популярности отдельных образов, при условии, что их рождение и воплощение в большинстве случаев обусловлено целью получить прибыль? Что затрагивают в человеческой душе аватары, хоббиты и мальчики-волшебники? Почему так легко они становятся близкими и необходимыми для миллионов зрителей по всему земному шару? Эти и другие вопросы легли в основу беседы с психологом, постоянным автором портала «Православие в Украине» Анастасией БОНДАРУК.

О мечтах — опасных и не очень

— Матушка Анастасия, нашу беседу хотелось бы посвятить такому современному явлению социума, как страстная вовлеченность в определенные фильмы. Кинолент — хороших и даже очень хороших — за всю историю кинематографа создано немало. Много их было и в советское время, но так, чтобы хотелось остаться в них «жить», как пишут сейчас на кинофорумах, такого, вроде бы, не было. Существовали герои, кумиры, которыми восхищались, которым стремились подражать. А в последнее время наблюдается почти поголовная увлеченность кинокартинами, такими как «Гарри Поттер» для детей, «Сумерки» для юношества, и «Аватар» – для более взрослой категории зрителей. Чем цепляют эти произведения?

— Перечисленные фильмы характеризуются одной общей чертой, которая, как я думаю, и цепляет. А именно…

Если обратиться к этапам развития человеческой психики, то в младенческом возрасте у ребенка возникают бессознательные фантазии о своем всемогуществе. Как показали исследования, для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое. Это означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний: если младенцу холодно и заботящийся о нем человек замечает это и как-то его согревает, у ребенка возникает довербальное переживание магического добывания тепла им самим. Это фантазии контроля над миром. Осознание того, что о нем заботятся другие, еще не появилось.

По мере взросления эти фантазии исцеляются действительностью, но не до конца. Вернуться в это состояние младенческого всесилия хочется многим. У некоторых же потребность испытывать чувство всемогущественного контроля совершенно непреодолима. Помню рассказ молодой женщины, которая только в 30 лет осознала свое стремление ко всемогуществу: «В детстве я планировала, что если буду вести себя правильно, так, как считаю нужным, то изменятся и мои родители: станут организованными, начнут уделять мне больше внимания. Моя семья станет другой —общительной, любящей. Я старалась и верила, что своим поведением, своими мыслями и желаниями могу менять и контролировать людей вокруг, так, как хочу. Я и сейчас в это верю, в глубине души. И считаю, что все зависит от меня, так как я всесильна».

Очевидно, что вера в свое всемогущество – защита от несоответсвия жизни нашим желаниям.

Вообще, неосознанные мечтания о том, что я все могу, что все мои желания могут быть исполнены, что я обладаю какими-то уникальными качествами, что я некий нераспознанный гений – человек-бог, очень хорошо разрушаются при решении жизненных трудностей. Наши предки жили в условиях тяжелого физического труда, работы на земле, контакта с животными; смертность была высокая, уровень медицины — низкий. Люди часто ощущали свою беспомощность.

У современного человека ситуация совсем иная: научно-технический прогресс не дает ему ощутить тяжесть реальности в полноте. Поэтому наш современник ищет возврата к своему всесилию не только в фильмах, но и в компьютерных играх, например. Сейчас часто можно встретить человека, как сказала одна моя знакомая, с монитором вместо головы. То есть человека, которому легче жить в виртуальном, чем в реальном мире. Потому что там, в компьютере, он чувствует себя богом.

Мне приходилось общаться с ребятами, зависимыми от компьютерных игр. Они рассказывают, что в игре их привлекает чувство власти, ощущение всемогущества. И такие фильмы, как «Аватар», «Гарри Поттер» дают подобные ощущения, которые нами не всегда осознаваемы.

 Когда человек смотрит фильм, он идентифицирует себя с героями, которые для него значимы, и проживает события вместе с ними. В этот момент он чувствует себя обладателем тех же способностей, что и герои, т.е. превышающими его реальные возможности. Почему потом человек не хочет возвращаться в реальность? — Потому что не хочет терять это чувство, это ощущение всесилия. Тем более, что в реальности очень часто приходится сталкиваться со своей беспомощностью. Мы не можем изменить грубияна в автобусе, зазнайку в кабинете, равнодушного врача. И, конечно, нам приходится страдать от этого, ощущая свое бессилие и зависимость от окружающего мира.

Что касается «Сумерек». Главный герой обладает какой-то магической властью, и многие молодые девушки, посмотревшие этот фильм, просто очарованы им. И православные девочки так же. Психоаналитик Шандор Ференци писал о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица. Любой может наблюдать, как горячо малыш стремится верить, что мама или папа могут защитить его от всех жизненных опасностей. Одна психоаналитик делилась, как ее дочь в возрасте 2,5 лет устроила самый настоящий скандал, когда мать пыталась объяснить ей, что она не может остановить дождь для того, чтобы ребенок мог пойти купаться.

Чем опасны мечты?

Я бы здесь разделила два вида фантазирования. Фантазия-греза, что, собственно, и есть мечта, и фантазия-планирование, что есть творческий проект. Так вот любой вид действия воображения, который не собирается переходить в деятельность, можно назвать фантазией. Некоторые люди считают, что они планируют, но их планы так никогда и не станут действительностью, некоторые мечтают вполне осознанно.

Также у всех есть неосознанные фантазии. Осознанно мечтая, мы испытываем эмоционально гораздо большее наслаждение, чем при исполнении наших желаний. Человек, который получит в реальности то, о чем он мечтал, будет глубоко разочарован. Потому что наслаждение связано с мечтами, а с действительностью – удовлетворение.

Человек, выдумывая свой мир, является его творцом — богом. Он может делать там все, что хочет, и никто не сможет его там победить. Повторюсь: в мечтах мы получаем такое наслаждение, которого не сможем достигнуть в жизни. Это привязывает нашу волю, наш центр желания, наши ощущения, потому что определенные силы души понимают, что в жизни они такого не найдут. И скажем так, «в жизнь» уже выходить не хочется. А фильм – это посредник между мечтами и реальностью.

Необязательно зацикливаться на фильме «Аватар», можно «зависнуть» на фильме «Джейн Эйр», например. Конечно, героиня не всемогущая, но в реальной жизни мы тоже не можем получить того, что она: замков, прекрасных платьев, благородных мужчин. Каждый находит для себя в фильме то, что важно для него, и чего лично ему не хватает…

И всё же. Фильмы, приобретающие такое неимоверное количество фанатов и последователей, возникли недавно, буквально в последние годы. Как Вы думаете, иллюзорное удовлетворение глубинных потребностей психики человека — это просто удачный коммерческий ход кинопроизводителей или веяние времени, когда маскультура бъет зрителя уже в самое больное место?

— Такие фильмы не только удовлетворяют неосознанные потребности. Они также помогают паталогически решить некоторые внутренние конфликты. Молодежь, с которой приходилось общаться, любящая фильмы ужасов, например, признавалась, что после них уходили все негативные эмоции. Т.е. неосознанно идентифицируясь с разными героями, человек становится и жертвой, и агрессором одновременно, и проживая экранные ситуации, проживает в них свои эмоции, которые не получилось прожить в реальности. Чтобы было понятнее, что происходит при просмотре фильма, приведу сравнение с таким направлением, как психодрамма. Доктор Дж.Л. Морено, австрийский психиатр, задумал ее как систему действий, изображающих внутренний мир человека с помощью ролевых игр. То есть, любой внутренний мир человека можно представить в виде пьесы, где и отрицательными, и положительными героями будут наши, скажем так, психические тенденции. Можно предположить, что человека будет «цеплять» тот сюжет, в котором НЕОСОЗНАННО он узнает свои внутренние конфликты, скрытые желания и т.д.

На выбор же жанра киноленты продюсерами и режиссерами, могу предположить, влияют не только желание заработать, но и социальные настроения, и общественные проблемы. Все это выражается также и в литературных произведениях. Общество все время переживает то апокалиптические настроения, когда создаются фильмы катастрофы, то тягу к темной мистике.

Это мы, рассуждая с нравственной точки зрения, говорим про фильм: «бъет». Но очевидно, что массовый зритель, непротив таких побоев. Ведь современный человек отличается особым незнанием и непониманием себя. Ему трудно понять, почему он «влип» в фильм. Да и не все стремятся это делать.

О ребенке, который в нас не вырос

Поразительна сила воздействия таких фильмов на аудиторию…

Что касается, например, «Аватара». Лента вышла на экраны в 2009 году, и буквально за полгода переместилась на 15-е место в рейтинге ТОП-250 мирового кинематографа за всю его историю. На одном из ведущих киносайтов ру-нета размещено рекордное количество рецензий на фильм — 1800; из них 1350 — восторженно-положительные. Пишут, к примеру: «Можно ли сказать плохо про «Аватар»? Наверное, нет. Это уже дурной тон».

Придуманный мир планеты Пандора восхищает и притягивает зрителей намного больше, чем настоящие, реально существующие красоты планеты Земля. А сфантазированное режиссером инопланетное племя на′вийцев вдруг стало идеалом, «к которому всем нам нужно стремиться». При этом зрители прямо пишут, что испытывают жгучий стыд оттого, что они — люди, «такие отвратительные существа».

И ладно бы, захотелось измениться, отбросить то, за что стыдно, задуматься о возвращении к истокам — уважению к природе и окружающим нас живым существам. Возникли бы мысли о заботе о планете путем хотя бы нераспространения по ней такого количества мусора, если уж руки не доходят до посадки деревьев… Так нет же, прямо пишут: НЕНАДОЛГО всё это. То есть, посмотрели, пожалели природу, повосхищались инопланетянами, порадовались тому, как их «носороги» дружным стадом вытоптали землян, до чего настоящие известные нам животные никогда не додумаются, и дальше пошли по жизни, бросая окурки с балкона и лушпайки от фисташек у каждой скамейки.

Следуя логике фильма, можно предположить, что инвесторы лет через 50 всё равно вернутся на Пандору за её ископаемыми, только уже с атомной бомбой, а не «банальными» бомбардировщиками. Но сейчас зрители испытывают удовольствие оттого, что землян прогнали, и гармонии отныне ничего не угрожает. А главное, для достижения этого удовольствия лично им делать ничего не пришлось. Всё происходит на экране без необходимости тебе прилагать для этого усилия…

По Вашему мнению, сила воздействия фильма заключается именно в этом чувстве удовольствия?

— Здесь идет речь не об удовольствии, а о наслаждении. И это совершенно разные вещи. Удовольствие – это некое удовлетворение со знаком плюс. А наслаждение связано с фантазией.

Э. Тоффлер, специалист по коммуникациям, писал: «Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчер­паемым, будет информация, включая воображение». Человек, который привык наслаждаться своими фантазиями, от своего мнимого величия, понимает, что с действительностью его мечтания несовместимы (если он достаточно здоров). И у многих людей, которые привыкли к компьютерным играм, таким фильмам, возникает вопрос: а стоит ли тогда вообще выходить в эту реальность, в эту жизнь, если в ней приходится так много трудиться, испытывать боль, думать о проблемах.

По-хорошему, человек должен себе сказать: «Я буду жить в этой, реальной жизни, даже если не получу того, о чем мечтаю. Потому что у меня есть на это масса причин, прежде всего — ответственность перед Богом». Для этого нужно обладать сильным характером, неким набором ценностей. А если это, к примеру, подросток, у которого ценности еще неосознанные, характер слабый, то и возможности сказать искушению «нет», решить для себя: «я буду жить, даже если придется страдать» очень ограничены.

По поводу страдания. Почти все главные герои культовых фильмов («Матрицы», «Поттерианы», «Сумеречной саги», инвалид из «Аватара») — люди в реальной жизни посредственные («серятина»), в чем-то даже ущербные. И тут в их жизнь вмешивается неведомая доселе, таинственная внешняя сила, и оказывается вдруг, что они являются самыми, что ни на есть, «центровыми». Единственными, последними, самыми важными, от которых зависит будущее если не всех, то многих.

Не является ли эта сюжетная закономерность попыткой компенсировать страх современного человека перед его собственной «безликостью»? Одно дело — осознавать себя просто единицей из миллиарда таких же, как ты, «последней буквой алфавита», а другое — чувствовать: а вдруг ты и есть тот самый «единственный, последний, самый нужный»…

— Я бы сказала, что «серятина» и «герой» — это две части одного человека. Это то, что называется невротической личностью. Когда одна часть ощущает себя посредственностью, а другая ощущает себя «великой», уходя в придуманные миры. И чем более посредственной ощущает себя первая часть, тем к большему величию может стремиться вторая.

Можно сказать, что, например, в «Сумерках» и девушка, и ее молодой человек — это две части одной невротической личности. Одной части приходится жить в скучной реальности, а второй проявлять нечеловеческие возможности в мире фантастических существ.

Как в реальном мире справляться со страхом быть посредственностью? С одной стороны, ты – ценность для Бога, Который тебя сотворил. А с другой стороны, всего лишь один из 5 миллиардов…

— Давайте разберемся, что такое посредственность. «Серые массы и я один из них, жизнь скучна и неинтересна»? Но скука внутри нас. Ведь любые внешние стимуляторы могут надоесть. Как известно, среди богатых процент депрессий не меньше, чем среди среднего класса.

Важно развивать себя. И не в том направлении, которое модно, популярно или оплачиваемо. А в направлении, которое близко какой-то части нашей души. Когда что-то откликается в нас узнаванием… и приходится развивать «спящие» силы души, преодолевая привычку в этой части себя дремать. То есть, силы души, которые еще не оформились и мы о них плохо знаем, и они сами плохо понимают, кто они такие.

Вспоминаю признание молодого отца семейства: «Я думал, что не люблю рисовать, а начал просто работать с цветом и почувствовал удовольствие, радость. Оказывается, можно так просто передать свое настроение. Дальше цвет хочется облечь в форму. Начал рисовать вместе с ребенком пастелью, а раньше не знал, чем с ним заняться».

Как мне кажется, здесь дело больше не в страхе быть посредственностью, а в страхе почувствовать унижение, потому что ты посредственность. Некая заниженная самооценка, которая часто как раз и бывает связана с завышенными ожиданиями от самого себя, опять же, не всегда осознанными. Скажем так, эго-идеал.

Чем нереалистичнее ожидания, тем неприятнее сталкиваться с реальным собой. Вот что рассказала мне одна молодая девушка о том, какой бы она хотела стать: «Я хочу уметь делать все то, о чем меня просят другие всегда. Всегда выполнять желания других людей. Когда я говорю об этом, то чувствую себя совершенной, всесильной. И хотя я понимаю, что я не Бог, но здесь я чувствую себя богом. Другие люди зависят от меня. Меня никто не сможет обидеть, потому что я настолько выше и сильнее других, что они по сравнению со мной букашки. Я просто какое-то солнце, которое всех греет, но и всех контролирует. А теперь я опускаюсь на землю и чувствую, что я оборванка, нищенка». Все эти фантазии были неосознанными, и ее чувство своей никчемности, посредственности, которые она испытывала раньше, были связаны с тем, что бессознательно она уже побывала и «солнцем», и всесильной.

Человек понимает, что в мире, где миллионы таких же людей, мы беззащитны перед очень многими вещами: перед человеческой агрессией, перед природными катаклизмами. Ребенок, если чего-то боится, может себе представить, что сможет взять и улететь. Так вот этот ребенок, который мечтает, как Гарри Поттер, сесть на поезд и уехать в волшебную страну, в нас не вырос.

Нужно понимать, что невротическая личность – это и есть жизнь с невыросшим ребенком. То есть, одна часть человека растет, сталкивается с реальностью, справляется с трудностями, а вторая остается на уровне ребенка, не развивается. Поэтому ее логика детская.

Конечно, это условное разделение. Таких частей может быть и больше. Мы не целостны.

Как тогда человеку «вырастить» в себе того ребенка, который до сих пор фантазирует?

— Не избегать скорбей, не прятаться от трудностей, которые Господь ставит нам на пути. Бог заботится о каждом из нас: в нужное время посылает некие испытания. И человек понимает, что, с одной стороны, ему хочется уйти, сбежать от всего этого, но с другой стороны, он должен, как писал Феофан Затворник, «свою душу уговаривать» делать хотя бы то, что может. Ну и, конечно, исповедоваться духовнику во всех мельчайших проявлениях своего нежелания, то есть, какие мысли возникают и что он чувствует. Записывая это в тетрадь, он будет представлять реальную картину своего внутреннего состояния.

Конечно, это придет не сразу… Психологи считают, что если бы потребности удовлетворялись всегда сразу, то представление о реальности у ребенка и, соотвествено, у взрослого, так бы и не возникло.

Французский психоаналитик Жак Локан в своих работах очень хорошо разбирает фразу Канта «cogito ergo sum», что значит: «я мыслю, значит, я существую». Он говорит о том, что современный человек в подобном гордом самомнении приравнивает себя к своему мышлению и пытается сказать себе: я есть то, что я о себе думаю. Так вот внимание, осознанное отношение к своей внутренней жизни, к своим желаниям, к своим немощам, к своим страхам покажет, что то, что я о себе думаю, и то, что я есть на самом деле, – две разные вещи. И то, что я знаю основы христианской жизни, аскетики, читаю Евангелие, еще совсем не значит, что я так живу, хотя мыслить я могу очень правильно. Но мой субъект бытия будет жить совсем по-другому. Поэтому нужно быть внимательным к своей жизни. Нужно размышлять об этом, понимать это и видеть разницу между тем, каким я хотел бы быть, и тем, каким я есть. И понимать, что идеалы христианства очень высоки.

Один священник сказал, что христианство для современного человека, не естественно, оно – противоестественно, потому что по естеству мы совсем другие. Мы как дерево, которое выросло кривым. И выравнивать его нужно постепенно, потому что если резко стукнуть по стволу, тот сломается. Исправлять кривизну нужно очень мягко, долгосрочными, целеустремленными и неуклонными действиями. А чем больше человек самоуверен, тем скорее он захочет резких изменений и скорых результатов…

Таким образом, подытоживая тему, в чем состоит сила влияния на массы отдельных кинокартин, отметим следующее.

Речь не идет о потребностях психики человека как таковых. Потребности – это либо что-то биологическое, либо то, что прошло соотнесение с реальностью и сформировалось как таковое, что может быть удовлетворено хотя бы частично.

В данном случае речь идет о другом — желании наслаждения. Желании услаждаться в мечтах ощущением своего всесилия. При этом человек как бы защищает себя от столкновений с реальностью и разрушения фантазий о своем всемогуществе.

О тяге к потустороннему, которая не угасает

Еще одна отличительная особенность. «Гарри Поттер», «Сумерки» и «Аватар» – три ярких представителя, в которых ключевым моментом выступает зримое присутствие сверхъестественного. В «Поттериане» – это волшебство, в «Сумерках» – оборотни и вампиры, в «Аватаре» – одушевленная мать–природа, которая дает жизнь и принимает души умерших. Нигде нет места Богу-Творцу, а потусторонние силы выступают на стороне человека, творят для него чудеса…

— Тут сразу вспоминаешь, как змей обманул Еву, сказав: «Будете как боги». По сути, он посулил ей обладание какими-то сверхвозможностями. Если Ева, которая жила в Раю, «купилась» на это обещание, то, понятно, что для современного человека быть как бог, но при этом не быть Богом, то есть, не брать на себя ответственность, еще более привлекательно.

К сожалению, приходится констатировать, что пристрастие молодежи к подобным вещам в последнее время становится все более очевидным. Ко мне обращались за консультацией несколько девочек, которые хотят присоединиться к движению «готов», а родители не разрешают. Когда начинаешь разбирать причины такого желания со стороны молодых людей, выясняется, что где-то по соседству жила колдунья, либо же мама любила ходить к гадалкам. То есть, некий аспект очарованности ребенка могуществом темной силы присутствует.

И при этом просматривается явное желание защитить себя посредством каких-то сил, превышающих человеческие возможности. Например, навести порчу на одноклассников, которые обижают.

Люди тянутся к темному, и, наверное, не только потому, что хотят попробовать, каково оно на самом деле. Явно налицо выступает и попытка идеализации. К тому же, присутствует элемент покорения сверхъестественных сил: всё будет хорошо, я всё держу под контролем. С чем это связано, почему истории о волшебниках, вампирах, оборотнях, богинях так популярны, и что человек хочет увидеть за этой чертой? Ведь если бы он понимал, что это и есть тот самый змий, то, возможно, испугался бы и отшатнулся…

— Заглядывая по ту сторону, человек хочет увидеть одно – как он стал богом. Если мы почитаем древнюю литературу об искушении аскетически настроенных монахов, послушников, то в основном это идет превозношение, «ты уже велик». Рассказывая о жрецах, христианская литература раскрывает то, что люди были обмануты темной силой, которая якобы подчинилась им, а оказалось, наоборот: на самом деле это темные силы контролировали человека.

Но люди, как видим, всё равно наивно идут по этому пути, надеясь хотя бы в своих фантазиях стать «как боги».

В завершение беседы хотелось бы задать такой вопрос. Мы сейчас много времени уделили попыткам разобраться, чем «цепляют» современного зрителя культовые современные фильмы. Но, возможно, всё не настолько серьёзно, и эти киноленты есть ни что иное, как просто сказки для взрослых? Когда дяди и тёти помечтали, повитали в облаках и вернулись к делам своим насущным…

Может ли быть от подобных фильмов какой-то, скажем, терапевтический эффект?

— Что касается сказок, то они хороши тем, что оказывают влияние на формирование личности. С одной стороны, если воображаемое не осознается, то это болезнь. Хотя с другой, если воображение неразвито, – это тоже болезнь. Человек, который не может воображать, представлять – тоже болен. Поэтому воображение нужно развивать, но в определенном направлении.

Эффект от просмотра может быть. Если, к примеру, после фильма человек проанализирует себя, вскроет свою тягу к наслаждению, фантазированию о себе, вынесет это на разговор со священником. То есть, четко разберет по полочкам, что с ним происходит во время просмотра. В этом случае фильм может выступить как некая лакмусовая бумажка, вскрывающая те или иные наши скрытые пристрастия.

Но для этого нужно быть готовым к работе над собой. Хотя, как читаем у святых отцов — в себе необходимо постоянно что-то отрезать, от чего-то отказываться, в чем-то разочаровываться.

Если же человек увлечен образами и находится во власти наслаждения от этих образов, тогда ему нужна помощь со стороны. Чья это будет помощь, каждый сам должен решить для себя. Если говорить о подростках, в контексте прозвучавшего в начале нашего разговора вопроса священнику от читательницы сайта, то очень многие из них не видят, что что-то не так. Наоборот, считают, что «всё классно». И родители в данной ситуации им как раз мешают. Поэтому молодому человеку важно иметь доверенное лицо, с которым он мог хотя бы просто поговорить — священник это или близкий человек, решивший помочь.

 

Православие в Украине

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
28.04.10 10:43 by admin


Влад28.04.10 11:17

Просто блестящие ответы!Респект автору.
 
viata28.04.10 16:18

У нас в семье принято устраивать семейные просмотры фильмов: садимся все вместе, набираем вкусняшек и смотрим фильм. Смотрели Гарри Поттера, смотрели "Аватар". Считаю, что эти фильмы из разряда сказок, что страшного в истории о волшебниках или инопланетянах? Если подходить с такими жесткими мерками, то надо исключить и сказки про бабу Ягу и Василису Премудрую, и конька Горбунка. А если мы раньше все играли в войну, выбирали между собой "фашистов" и "наших", тоже что-то там себе воображали? Да вообще ни одна детская игра не обходится без воображения. Да тот же подросток должен прокручивавть в голове разные ситуации, чтоб выяснить для себя возможные последствия. Конечно, плохо, когда ребенок или взрослый живет только играми или фильмами, но нельзя же так рубать с плеча и все запрещать.
 
admin28.04.10 18:09

А кто запрещает то ?
В статье рассматривается именно пристрастие, т.е. когда человек живет уже в выдуманом виртуальном мире.
 
Гость28.04.10 18:48

какая бредятина... у автора в голове овсянка
 
Юлик28.04.10 21:42

Если б не доля фантазий и домыслов, была б хорошая статья
 
Гость101.05.10 17:54

Спасибо за интервью. Получила важные ответы на свои вопросы. К сожалению, бредятина не у автора, а у нас с вами. Ведь на это все нас и покупают. Не увидела в статье запретов...
 


Ваш комментарий к статье "Юлия Коминко: «Гарри Поттер», «Сумерки», «Аватар» etc.: почему они нам так нравятся"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи