Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* До закрытия долга остаётся 18000 гривен, и… 5 часов!
* Даніела Матвійчук. Долаємо наслідки лікування…
* Кириченко Влад. Контрольна перевірка перед лікуванням.
* Єгор Скалозуб - потрібна допомога
* Степан Щербина. 18 500 - щоб продовжити лікування!

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Человек и мир -> Сергей Худиев: О том, что не надо бороться с гадами
Статьи >> Человек и мир >> Сергей Худиев: О том, что не надо бороться с гадами
  
 

Сергей Худиев: О том, что не надо бороться с гадами

 

Недавно я принимал участие в обсуждении о Церкви и социальных сетях, и думаю высказать некоторые соображения относительно православного интернета.

Пребывание в сети есть аскетическое упражнение; открывая браузер, мы должны молиться о духовной собранности, потому что то, что мы собираемся прочесть или отправить в сеть — это слова. Господь говорит: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). Прикасаясь к клавиатуре, мы прикасаемся к инструменту нашего осуждения — или спасения.

Однако то, что пишется в социальных сетях — в том числе глубоко воцерковленными православными людьми — часто настолько трудно признать спасительным, что многие советуют просто не ходить в эти, прямо сказать, сети. В чем же проблема? Я бы определил ее как непривычку и нежелание жить в духовной реальности, мыслить в терминах послушания или греха, спасения или гибели. В притчах сказано «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души» (Прит. 1:17,18).

Монашеская аскетическая литература подробно рассматривает, как распознать хитроумные ловушки лукавого и избегнуть их; в православном интернете, увы, люди вообще не ставят вопроса о ловушках. Как будто мы не вовлечены в «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Как будто мы не верим ни в бесов, которые ищут погубить наши души, ни в ангелов, которые помогают нам идти по пути спасения. Ловушки, которые ставит враг нашего спасения в интернете, довольно примитивны — но люди идут в них толпами. Почему?

Прежде всего, потому что в интернете согрешить легко. Раньше, если Вы хотели напечатать клеветнический, оскорбительный или подстрекательский текст в газете, Вам нужно было искать единомышленников, договариваться с ними, иногда — преодолевать их нежелание. Теперь любой, у кого есть выход в сеть, может высказать абсолютно что угодно о ком угодно.

Раньше, если Вы были чрезвычайно озлоблены на кого то, Вам оставалось только внутренне кипеть от ярости и, может быть, изливать душу двум-трем друзьям, если они захотят Вас слушать. Теперь можно излить все в интернет.

Если оскорблять собеседника при личном общении было боязно — могут и поколотить-то монитор в уютной комнате дает иллюзию неуязвимости. Что бы я ни бросил в сеть — мне оттуда не прилетит ничего, кроме буковок на мониторе.

Чувство условности, нереальности интернета обманчиво — постоянно приходят новости о том, что тот или иной подросток совершил самоубийство, не выдержав травли в интернете. Но происходит не только это — разрушаются старые дружбы, уничтожаются репутации, распространяются панические слухи, разогревается истерия, которая потом оборачивается вполне физическим насилием.

И одно из тонких дьявольских удовольствий — это удовольствие считать других гадами. Оно, разумеется, гораздо старше интернета. О нем писал, например, Клайв Льюис. В «Просто Христианстве» он предлагает простой текст, который дает понять, ненавидите ли Вы пороки — или Вы ненавидите людей:

«Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: „Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал“. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, — законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который — пройди он его до конца — заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее».

В самом деле, христианину было бы уместно вести себя ровно наоборот — скорбеть при известии о грехах и пороках ближних, радоваться, когда эти известия оказываются ложными. Но на самом деле люди в сети (в том числе, православные люди) быстро верят гадостям про других — и когда выясняется, что они ошиблись, признают это крайне неохотно. Возвещение о чужом грехе воспринимается как что-то настолько желанное и утешительное, что люди верят в него сразу и с большой охотой — как впечатлительные паломники верят рассказам о чудесах. Эта вера так дорога им, что всякий, кто ставит ее под вопрос, вызывает гнев и раздражение — как тот, кто пытается налить святую воду в пробирку.

Почему? По ряду причин, но я бы выделил одну — определенного рода эмоциональная наркотизация, которую дает борьба со злом. Это переживание лучше всего видеть на примере массовых выступлений — толпа, кричащая «долой», испытывает огромное воодушевление и подъем, к людям тут трудно приступать с какими-то разумными аргументами. Борец со злом в интернете тоже не пытается обратить кого-либо в свою веру — он ловит кайф. Чувства самоправедности, гнева и ненависти булькают в нем крепким, сносящим голову коктейлем — при этом абсолютно не важно, на какой стороне он сражается. Будет человек отстаивать чистоту веры против злых еретиков или христианскую открытость против злых фундаменталистов, примет ту или иную сторону в политическом противостоянии — будет определяться факторами, во многом, случайными.

Одно будет неизменно — утрата как нравственной, так и интеллектуальной рефлексии, способности задаться вопросами: «А правильно ли я поступаю?» «А надежны ли эти сообщения?» «А не манипулируют ли мной как последним идиотом?». Если попытаться прямо эти вопросы поставить, ответ будет стандартным — надо же бороться с гадами! Ведь они такие гады! Вы что, за гадов?

Даже если человек согласится — тут вранье, тут сплетня, тут полный бред — это его не останавливает. В атаку на гадов! Ура! Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю!

Похоже, люди принимают какие-то странное богословие, в котором человек спасается не верою, не делами, а только боротьбой с гадами, при этом боротьбой чисто ритуальной, не наносящей предполагаемым гадам никакого реального ущерба.

Почему? Видимо, потому что есть дешевые, и есть дорогие способы обретения морального удовлетворения.

Борьба с гадами — самый дешевый и эффективный. Легко почувствовать себя воином добра и света, противостоя гадам, легко снять вопросы к своему поведению, переведя все стрелки на «них», а вот «они»… Божий путь — путь покаяния и исправления своей жизни, терпеливых усилий по исцелению людей и отношений, выглядит гораздо более затратным. Да и простое благоразумие — например, проверка новостей на предмет их правдоподобия — это тоже затратно, и, по правде сказать, скучно.

И тут одно можно посоветовать — а не надо бороться с гадами. Пришло настроение побороться с гадами — запостите котиков, посмотрите какой-нибудь дурацкий сериал, поиграйте в компьютерную игру, сразитесь со злобными орками или инопланетянами. Можно даже выйти на улицу и погулять. Эти аскетические упражнения принесут Вам большую пользу.

Возможно, даже, отвлекшись от борьбы, Вы увидите вокруг себя много возможностей послужить Господу — помогать нуждающимся, утешать унылых, примирять враждующих, просто пойти посуду помыть. А гады? Борцов с гадами в этом падшем мире и без Вас хватит, не сомневайтесь. 

 

Правмир

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
03.02.14 13:07 by admin


Гость05.04.14 23:01

That's a brilliant answer to an inesertting question
 


Ваш комментарий к статье "Сергей Худиев: О том, что не надо бороться с гадами"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи