Доклад викария Киевской Митрополии епископа Васильковского Николая на ежегодном Международном религиозном форуме «Молитва о мире» в Антверпене.
Несколько раз в прессе за последние недели встречал высказывания вернувшихся с фронта людей о невозможности верить в Бога и верить Богу.
Бедствия, выпадающие на долю наших людей сегодня, ? большое испытание. Известный в Украине журналист Макс Левин, чудом вырвавшийся из окружения под Илловайском, говорит: «Если бы Бог существовал, на Востоке Украины не гибли бы лучшие из лучших».
На материале житий киевских новомучеников и исповедников веры автор предоставляет читателю возможность посмотреть на христианстве как на возможность невозможного.
«Если бы Бог существовал, на Востоке Украины не гибли бы лучшие»
Волею милосердного Господа я служу как викарный епископ в городе Киеве. Сегодня наш народ проходит большие испытания, и Украина похожа во многом на древний Израиль.
Часто только чудом удается избежать еще больших бедствий. Но и те, которые выпадают на долю наших людей сегодня, ? большое испытание. Несколько раз в прессе за последние недели встречал высказывания вернувшихся с фронта людей о невозможности верить в Бога и верить Богу.
Известный в Украине журналист Макс Левин, вырвавшийся чудом из окружения под Илловайском, говорит: «Если бы Бог существовал, на Востоке Украины не гибли бы лучшие из лучших».
Наша прихожанка Соня (Ксения) Кошкина является шеф-редактором издания «Левый берег», в котором работает Макс, не могущий верить. И она резонно отвечает Максу в своей публикации: «Чтобы ты не говорил, но ты трижды попадал в засады террористов и каждый раз практически не имел шансов спастись, но ты жив ? а значит есть чудо, и есть Бог». Такие диалоги становятся частью нашей повседневной реальности.
Чаша страданий переполнена, и если во времена Майдана была надежда на духовное возрождение, то сегодня люди все больше вопиют: «Где же Бог? Почему Он не остановит это безумное насилие? Почему Он не дарует мир? Почему гибнут лучшие? Почему явные грешники продолжают процветать?»
Все эти вопросы есть в Библии. Там же есть ответы, и мы все это знаем.
Христианство выше всех компромиссов
После Первой мировой войны Карл Барт очень правильно напомнил о том, что христианство выше всех компромиссов с культурным порядком, с государственными структурами, даже выше жизни по совести и согласно с правилами демократии и толерантности.
Карл Барт очень верно подметил, что Бог нужен человеку не потому, что мы сильны что-либо совершить хорошее как люди и как христиане, а именно потому, что мы – глубоко бессильны и бесконечно нуждаемся в Божьей благодати для того, чтобы человечество оставалось человечеством, а Церковь была Церковью.
Для меня как епископа, служащего в Киеве, очень важно, что во времена Первой мировой войны и после нее в нашем городе были православные исповедники веры, имевшие очень близкие мысли и переживания. Похожи трагедии, порождающие схожие размышления о кризисе веры в Бога и кризисе веры в человека, порождающие сомнения в силе Церкви и христианства.
«С обеих сторон есть освящение войны с помощью христианства»
Приведу один поразительный рассказ. Отец Спиридон Кисляков (1875-1930), миссионер из Киево-Печерской Лавры, был направлен на фронт Первой мировой войны как полковой священник.
Однажды он отслужил Литургию для своего полка, причастил всех солдат, а потом по тревоге они были брошены в наступление и весь полк в этот день погиб. Невероятная трагедия, но это было буквально так.
Следующие войска, подошедшие с тыла, сумели выбить противника с его позиций, и отец Спиридон идет на поле боя. В его душе смятение, потому что вот лежат убитые воины, которых он сегодня утром причащал. Лежит расстрелянное Тело Христово.
И вдруг отец Спиридон слышит шум, поднимает голову и видит самолет противника, на котором нарисован крест. В этот момент он понимает, что с обеих сторон есть освящение войны с помощью христианства. И что этим самым подрывается сама возможность быть христианином, если мириться с государствами, которые посылают солдат на войну.
Для отца Спиридона этот страшный опыт стал началом размышлений о том, что справедливых войн не бывает. Что христиане должны сохранять внутреннюю дистанцию от государства, которое желало бы подкрепить патриотизм христианскими символами.
Отец Спиридон понял, что во время общественных и военных кризисов священник может быть вместе со всеми, может исповедовать и утешать, но не должен поддаваться патриотическому или националистическому угару, не может разделять любых идеологий, не может призывать к каким-либо жертвам во имя Родины и Церкви.
Во время кризиса или войны священник, по мысли отца Спиридона, своей программой деятельности может иметь только Евангельские заповеди блаженства, а особенно – «Блаженны миротворцы». Жить самому по заповедям блаженства и вдохновлять других священник может только потому, что он – внутри Церкви, только потому, что у него есть благодать Господа Иисуса Христа.
Мир, враждебный христианству
По мысли друга отца Спиридона Кислякова, Василия Экземплярского (1875-1933), профессора нравственного богословия Киевской духовной академии, ослепшего от голода в 1920-м, военные и общественные кризисы обнажают слабость христианства.
Профессор Экземплярский в своих беседах 1920-х годов постоянно подчеркивал: христианство для мира – безумие, христиане – юродивые. Враждебность мира по отношению к христианству, по мысли Экземплярского, склонна только нарастать.
Мир не хочет христианству в его евангельской чистоте дать места развиваться, даже если человечество без христианской духовности гибнет. Мир согласен предоставить христианству или права на существование в гетто, или же даже какое-то присутствие в светской жизни, только если христианство примет дух мира сего, утратит христианский радикализм, станет частью светского способа жизни.
Экземплярский замечает, что апостол Павел не стесняется прославиться как юродивый, и нас призывает также оставаться со Христом, не идти на компромиссы, в которых бы предавалось наше христианство.
Главный вывод, вынесенный Экземплярским из опыта гонений, войн, голода, собственных страданий как инвалида, такой: христианин может остаться христианином только силой благодати, которая есть в Церкви Христовой.
Только благодать делает возможным то, что вновь и вновь христианство воскрешает в душах людей, что вновь «малая закваска» влияет на все «тесто» того или иного общества.
Профессор Экземплярский подчеркивает, что закон духовной жизни состоит в двойном парадоксе: во-первых, христианство оживляет все общество, Церковь выступает закваской для всего человечества; но, во-вторых, сама Церковь есть тесто, которое заквашивается благодатной жизнью небольших общин, состоящих из людей, которые действительно решились жить, полностью принимая друг друга.
Радикальное принятие друг друга
Ученик Василия Экземплярского и отца Спиридона Кислякова, киевский новомученик священник Анатолий Жураковский (1897-1937) так описывал христианский идеал подлинной общины: «Разрозненные, разделенные, чужие, потерявшие тропинки, ведущие в душу друг друга, ставшие чужими на стогнах мира, мы должны стать бесконечно близкими, родными, сокровенно связанными, должны врасти друг в друга и жить друг в друге».
В этой цитате из письма 1923 года, написанного к общине церкви св. Марии Магдалины из ссылки, отец Анатолий Жураковский выражает еще до философии Левинаса требование радикального принятия другого. Именно в этом – смысл общинной жизни.
Бог есть Другой, Иной, и Он может прийти в нашу душу и быть в ней, только если мы действительно приняли другого в нашей общине. Если мы не можем принять другого христианина таким, как он есть, не можем жить одной семьей в нашем храмовой общине, то мы и не являемся христианами.
Принять другого, «врасти друг в друга и жить друг в друге», стать для другого «бесконечно близким» можно только потому, что для каждого из нас стал бесконечно близким Христос.
Отец Анатолий, чудом выживший во время гражданской войны и ссылки, свидетельствует: Бог бесконечно близок к нашей душе, он ближе к нам, чем наше Я, чем наше тело, чем наше дыхание. Христос принес полноту сверхъестественной жизни, и нужно только попытаться одарить другого этой полной. И тогда мы сами будем ею обладать.
Пока мы замкнуты в себе, в своих потребностях, в своем старании стать лучше или стать святыми, – мы пусты внутри себя. Когда же мы служим другому – мы обретаем и себя, и Христа, впервые становимся христианами. Община родных друг другу людей и есть единственное явление славы Божьей на земле.
«Живые камни» Небесного Иерусалима
Из всего опыта дореволюционной жизни в царской России, из опыта Первой мировой войны, революции, гражданской войны, голода, гонений на христиан киевские новомученики и исповедники делают радикальные выводы о соотношении церкви и мира.
Христианское общество невозможно как система, которая выстраивается «сверху». Христианство может вырастать только «снизу».
Общины единомышленников, объединенные особыми отношениями друг ко другу и к миру, – вот живые камни, из которых состоит Небесный Иерусалим.
Эти общины, стихийно возникающие и развивающиеся, должны из своей среды выдвигать кандидатов в священники. Епископы должны таким общинам помогать как с организацией храмового богослужения, так и с сохранением особых отношений внутри этих общин.
Во многом именно островки таких общин выдвигали кадры для священства и епископата в тяжелое советское время.
Церковь не могла блистать научно-богословскими или культурными достижениями в советское время. Но она сохраняла островки жизни не от мира сего.
И когда во время Второй мировой войны новые испытания постигли наши народы, то многие уже не вопияли «Где же Бог?», а наоборот, от неверия приходили к вере.
В Киеве в 1940-е годы священниками стали дети новомучеников и исповедников веры, а также воины, обратившиеся к вере на фронтах войны с фашизмом.
Это поколение сумело пронести особую духовную закваску в Киеве до возрождения православия после празднования Тысячелетия крещения Руси в 1988 году. И сегодня, когда мы, наследники этих людей подлинной веры, сталкиваемся с новыми кризисами, мы знаем: свет во тьме светит, и тьма не сможет погасить света.
Нужно только вновь и вновь, какими бы ни были трагические события, оставаться настоящими христианами, принимающими другого таким, как он есть.
Какими бы чуждыми друг другу не делал нас мир, мы помним слова отца Анатолия Жураковского: «мы должны стать бесконечно близкими, родными, сокровенно связанными, должны врасти друг в друга и жить друг в друге».
«Малая закваска» для Церкви и общества
Сегодня Украинская Православная Церковь объединяет совершенно различных людей по всей Украине и независимо от мирской отчужденности, внутри церкви мы все – родные и бесконечно близкие друг другу. Мне как епископу близка и понятна боль каждого, и сегодня мы стараемся помогать всем, чем только можем, тем, кто страдает во время войны.
Также мы бережем главное сокровище Украины – межрелигиозный и межцерковный мир. И нужно сказать, что опыт новомучеников позволяет нам сегодня сохранять трезвость, не озлобляться, не искать виноватых.
Киевские новомученики и исповедники не озлобились, сохранили христианскую открытость к другому, на основе этой открытости к другому вновь и вновь из пепла воссоздавали христианские общины и Церковь вообще.
Сегодня этот опыт и нам позволяет, уповая на благодать Господа, оставаться самими собой и делать все возможное, чтобы в Украине воцарились мир и справедливость, чтобы произошло национальное примирение, а когда станет возможным, то чтобы произошло и примирение между народами.
6 июня 2014 года группа «Примирение», куда входят украинские православные, католики, греко-католики и лютеране, предложила христианское видение национального примирения. И мы надеемся, что эта закваска будет действенной для Украины. Но чтобы примирение было возможным, в Украине нужна протянутая рука помощи каждому нуждающемуся. Сегодня для нас время христианских дел, время явить: христианство есть возможность невозможного.
ПвУ
|